Воскресенье, 28.04.2024, 22:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Методические разработки [13]
Статьи учащихся студии [2]
Поиск
Друзья сайта
  • "Колосок" Вконтакте
  • Студия "Бисероплетение+"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Студия "КОЛОСОК"
    Главная » Файлы » Методические разработки

    Аппликации из природного материала (автор Леонова Л.В.)
    16.02.2018, 22:25

    Аппликации из природного материала

    Автор текста и рисунков - Леонова Л.В.

    Способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу, дерево и т.п. разноцветных кусочков какого-либо материала другого цвета, фактуры или выделки получил название «аппликация» (от лат. applicatio — прикладывание). Созданные таким способом композиции из соломки обладают рельефностью и особой выразительностью.

    Наиболее распространена аппликация из соломки, разрезанной на ленты, которые и наклеивают непосредственно на декорируемый предмет. Такой прием в основном используется для выполнения геометрических орнаментов. При более сложных композициях (растительные мотивы, элементы архитектурных сооружений, пейзажи в смешанной технике) сначала получают соломенное полотно, наклеивая соломенные ленты вплотную друг к другу на кальку, а иногда и более плотную бумагу, после чего вырезают из него детали композиции и уже их наклеивают на изделие. А можно нарезать соломку на очень тонкие полоски и из них выполнить элементы композиции, к примеру салют, имитируя технику изонити (рис. 1).

    Однако последовательность изготовления различных видов декоративных панно в технике аппликации из соломки практически одинакова. Рисуют эскиз композиции, выполняют деталировку ее на кальке, подбирают цветовую гамму соломки, наклеивают на кальку с деталировкой и вырезают детали. Затем готовят фон панно, переносят на него рисунок и наклеивают детали. Дорабатывают изделие: наклеивают, если необходимо, дополнительные элементы, подкрашивают, тонируют. Готовую работу вставляют в рамку.

    Особое внимание следует уделить выбору фона панно. Им могут служить окрашенные в черный цвет или темные оттенки коричневого, зеленого, синего, бордового листы оргалита, фанеры; упаковочный картон, обтянутый тканью; плакат-картон, окрашенный только с лицевой стороны (плотность — 380-400 г/м2); фотокартон (тон-бумага), с двусторонней одинаковой окраской (плотность — 250-300 г/м2), а также ткань типа «рогожка».

    Обычный картон обтягивают с одной стороны шелковой, драповой, шерстяной или полушерстяной тканью (можно использовать и синтетическую, но без сильного блеска, к которой хорошо приклеиваются бумага или соломка). Ткань выкраивают с припуском в 3-4 см с каждой стороны. Лист картона укладывают на её изнаночную сторону. Выступающие края ткани промазывают клеем ПВА, дают ему немного подсохнуть и, завернув их на основу, тщательно проглаживают не очень горячим утюгом через лист бумаги.

    Часто для самых разных композиций выбирают активный фон, который наряду с природными материалами используется в построении композиции. Самый распространенный способ получения такого фона — декалькомания (или монотипия). Суть его в том, что гуашевые или акриловые краски накладываются широкими удлиненными или вытянутыми каплевидной формы мазками на гладкую поверхность (лучше стеклянную), которая в данном случае служит печатной формой. Краски в этом случае лучше брать приглушенных оттенков, контрастирующих с ярким блеском соломки. С неё на фото- или плакат-картоне, предварительно смоченным с обеих сторон чистой водой при помощи распылителя делают оттиск. Причём такой оттиск всегда является единственным.

    Основными инструментами для выполнения аппликации из соломки являются острые ножницы, нож-резак, циркуль, иголки, кисточки, клей ПВА. самодельная «гребенка» из швейных иголок (рис. 2). Для изготовления «гребёнки» из плотного картона вырезают прямоугольник размером 30x60 мм, сгибают его пополам. Внутреннюю часть полученной «книжки» промазывают клеем «Момент» и укладывают на одну из внутренних сторон иглы утолщенными краями в направлении сгиба. По бокам «книжки» прокладывают узкие полоски картона (ограничители) и склеивают ее.

    Обратимся далее к особенностям создания композиций из соломки: с растительными мотивами, орнаментальных на плоской поверхности, с архитектурными изображениями, пейзаж в смешанной технике, с использованием техники «чесаной соломки».

    Обычно учащимся, выполняющим свои первые работы, предлагают готовый рисунок с дополнительным листом деталировок с указанием направления наклеивания соломки стрелкой, нумерацией деталей, определяющей последовательность их наклеивания на фон (рис. 3, 4). Лист деталировок выполняется в зеркальном отображении к рисунку будущей картины. Сверху на нем ставится пометка «Изнанка». Изображение с этого листа переводят на кальку, копируя все условные обозначения.

    При работе над аппликацией из соломки придерживаются некоторых общих правил. Соломенные ленты приклеивают клеем ПВА вплотную друг к другу с обратной стороны листа кальки для того, чтобы контуры деталей были четко видны после наклеивания. Вырезают их, как только подсохнет клей. В том случае если детали композиции достаточно крупные, соломку наклеивают на каждую из них отдельно. Мелкие детали — половинки листьев, лепестки цветов — группируют на кальке и соломку наклеивают на всю группу, а затем вырезают каждую деталь.

    Переливчатость соломки обязательно учитывается при выборе направления ее наклеивания на каждую деталь.

    Сюжетами композиций с растительными мотивами (рис. 1) являются изображения букетов цветов, веток деревьев и кустарников, корзин и вазочек, заполненных цветущими растениями, и т.п. При выполнении этих композиций учитываются все вышеперечисленные правила. К примеру, при формировании половинок листьев соломку располагают под углом 45° к середине листа, при выполнении лепестков немахровых цветов (шиповника, васильков, ромашек, маков и др.) — вдоль лепестка, чтобы в цветке они как бы расходились из его сердцевины. На отворотах лепестков или листьев соломку располагают под небольшим углом к самой длинной стороне отворота, чтобы загиб выглядел естественно. Для усиления рельефности композиции лепесткам цветов и половинкам листьев можно придать слегка выпуклую форму с помощью нагретых булек, применяемых при изготовлении искусственных цветов, или жала паяльника заоваленной формы.

    После того как все детали аппликации изготовлены, выбирают и подготавливают фон и переносят на него рисунок композиции. На фон из оргалита, фанеры, плакат- или фотокартона рисунок переводят при помощи цветной копировальной бумаги. Но, как было сказано выше, часто фоном служит картон, обтянутый тканью. В этом случае эскиз накладывают на основу и прикалывают его иголками перпендикулярно поверхности фона в середине каждого цветка, в основании каждого листочка, на концах веток. После этого бумажный рисунок осторожно снимают, а иголки остаются в ткани, Имея перед глазами эскиз, учащиеся наклеивают детали в соответствии с их нумерацией. В том случае, когда в композиции отдельные элементы            частично перекрывают друг друга, например при выполнении гвоздик, роз, наклеивание цветка на фон панно начинают с внешних лепестков, закрывая каждым последующим нижние кран предыдущего.

    Для того чтобы добиться большей выразительности композиции, тонируют серединки лепестков и листьев при помощи разогретого паяльника, прорисовывают тонкой кистью масляными красками середины цветков, тычинки и пестики, прожилки на листьях, различные усики и завитушки, накладывают тонкими штрихами тени на отдельные детали, рисуют отдельные ветки, бутоны, листья. Сердцевины немахровых цветов можно выполнить из мелкой соломенной крошки, сухой чайной заварки, молотого кофе и т. п.

    Орнаментальные композиции представляют собой узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых элементов. Приведенные на рис. 6, 7, 8, 9 виды орнаментов часто используются при декорировании шкатулок; деревянных пасхальных яиц и разделочных досок; тарелок и подносов, выполненных из оргалита, фанеры, древесины или папье-маще и окрашенных морилкой, гуашью, тушью или водоэмульсионной краской. Орнаментом также украшают сосуды, в качестве основы которых используют стеклянные бутылки. Их грунтуют клеем ПВА и в два слоя окрашивают смесью, составленной из одной части гуаши и одной части клея ПВА или акриловой краской.

    Геометрический орнамент составляют из ромбов, квадратов, прямоугольников и других фигур. Их нарезают из соломки ножницами или остро заточенным ножом-резаком, а длинные тонкие полоски «гребенкой». Элементы геометрического орнамента обычно наклеивают непосредственно на декорируемую поверхность.

    Детали растительных орнаментов имеют сложную криволинейную форму. Их сначала прорисовывают на кальке, заклеивают соломкой, вырезают и только потом наклеивают на подготовленное изделие. Отдельные элементы орнамента можно изготовить с помощью пробойников — стальных остро заточенных трубочек разного размера и профиля.

    Соломка — прекрасный материал для создания архитектурных композиций (рис. 10). Например, для воспроизведения различных деревянных построек — церквей, теремов, крестьянских изб, мельниц, колодцев — идеально подходят темные стебли, пролежавшие зиму под снегом. Можно использовать и соломку, окрашенную луковой шелухой, железным купоросом или затонированную в жаровочном шкафу. А вот стены и элементы декора белокаменных церквей, теремов, старинных особняков, беседок лучше выполнять из соломки белого цвета или разглаженной «рубашки» кукурузных початков и тонких пленок от стеблей чеснока.

    Перед изготовлением панно с изображением архитектурных ансамблей следует напомнить учащимся о правилах построения перспективного изображения. Познакомить их с памятниками каменного и деревянного зодчества России, плотницкими приемами, используемыми в строительстве, с основными элементами бытовых и культовых сооружений, а также элементами их декора. Рассказать, что при изготовлении стен деревянных построек каждая соломинка должна соответствовать одному бревну. На фронтальных стенах их располагают горизонтально, а на боковых — под углом по направлению к точке схода. Фронтальные и боковые стены выполняют из соломки разного тона, что подчеркивает объем здания. Каменные стены формируют также из горизонтальных соломенных полос. Тогда вертикальные детали архитектурного сооружения (колонны, кокошники, наличники, балюстрады, пилястры) выглядят в композиции рельефными.

    Учащиеся лучше усваивают эту технологию, если воспользоваться небольшими наглядными пособиями, на которых показаны способы выполнения из соломки углов бревенчатых срубов, крыш в виде «крещатой бочки», куполов деревянных и каменных церквей, каменных стен. В качестве таких пособий могут служить листы с изображением отдельных наиболее сложных для выполнения фрагментов строений деревянного и каменного зодчества и описанием последовательности их изготовления.

    На рис. 11 показана технология выполнения деревянного купола. Сначала рисуют эскиз купола. Разделяют его на фрагменты, каждый из которых переводят на кальку с припуском (кроме нижнего среза), наклеивают на них соломку и вырезают. Далее из плотной бумаги вырезают по эскизу купол и наклеивают на него полученные фрагменты, начиная с первого и заканчивая пятым. При этом каждый последующий фрагмент накладывают на предыдущий так, чтобы закрыть припуск. После этого с изнаночной стороны срезают все лишнее.

    Рис. 12 и 13 наглядно демонстрируют способы выполнения куполов белокаменных церквей. Первый вариант: на кальку наклеивают горизонтальные соломенные полоски. Далее в соломенном полотне делают надрезы, через которые в шахматном порядке протягивают с наклоном соломенные ленты (плетение «шахматка»). Из плотной бумаги вырезают купол и наклеивают его на обратную сторону соломенного полотна и вновь вырезают. Второй вариант: сначала переводят изображение купола с эскиза на кальку, а затем на него наклеивают по вертикали соломенные полоски. Соломенный купол вырезают, разрезают на фрагменты, которые наклеивают на черную бумагу, оставляя между ними небольшие зазоры. После этого вновь вырезают уже готовый купол.

    На рис. 14 показан способ имитации неоштукатуренных камней стен, галерей, подклетов с помощью простого плетения. На кальку наклеивают горизонтальные соломенные ленты и делают надрезы в тех местах, через которые в вертикальном направлении нужно протянуть тонкие ленты. Первую тонкую ленту пропускают под четными горизонтальными лентами, вторую — под нечетными, третью — вновь под четными и т.д. Лишнее срезают. Данный фрагмент архитектурного сооружения наклеивают на фон.

    Следует отметить, что в отличие от работы над композицией с растительными мотивами при выполнении архитектурных ансамблей с эскиза композиции делают две копии, которые служат листами деталировки. Из одного из них вырезают детали архитектурных сооружений, на которые наклеивают соломку. Другой используют в качестве основы для наклеивания отдельных частей архитектурных сооружений, предварительно собранных из соломенных деталей.

    Особенностью пейзажей в смешанной технике является то, что кроме деталей, изготовленных в обычной технике аппликации, для создания композиции используется также соломенная крошка. Получается она путем разрезания разглаженной соломки разных цветов и оттенков на очень тонкие полоски при помощи «гребенки» и последующего нарезания из них маленьких квадратиков и прямоугольников. Из крошки выполняют, к примеру, кроны деревьев, кустарников, опавшую листву.

    Фоном таких пейзажей служат листы фанеры или оргалита, окрашенные в черный или темно-коричневый цвета. На фон переносится рисунок. Те его элементы, которые выполняют из соломенной крошки, предварительно густо промазывают клеем ПВА, а затем посыпают крошкой. Использование соломенной крошки разного размера позволяет создавать ощущение глубины пространства. Особенно хорошо смотрятся осенние и летние пейзажи, где, кроме лиственных деревьев и кустарников, вечнозеленых деревьев, выполненных из темно-зеленой соломки, нарезанной небольшими полосками, изображены берега рек, озера с зарослями камыша и кувшинками, беседки, мостики и скамейки. При выполнении таких пейзажей также можно использовать масляные краски для прорисовки тонкой кисточкой отдельных веток, цветов, травинок или гуашь для окрашивания крупнопористой губкой какого-либо участка фона.

    Можно создать пейзаж, используя, кроме соломки, и другие засушенные растения или их части: тонкие пленки от стебля чеснока, листья, мелкие травинки, веточки, тщательно промытые корни, высушенные гербарным способом, и пр. (рис. 15). (Именно гербарный способ высушивания позволяет наклеивать растения на панно.) Например, для изображении неба используют обратную сторону покровных листьев злаковых растений светлых тонов (серой, желтой и розовой окраски), а также покровные листья початков кукурузы. Комбинируя покровные листья разного цвета, можно также добиться удачного изображения закатного неба, облаков, серых, тяжелых туч, готовых пролиться проливным дождем. Водную поверхность делают из тех же природных материалов, что и небо, но можно использовать и пленки от стебля чеснока.

    Основой для этих панно служит плотный картон. Фон полностью заклеивают природным материалом, описанным выше. Иногда наиболее сложные детали (в основном это архитектурные сооружения) выполняют отдельно, а затем наклеивают на панно.

    В соответствии с законами воздушной перспективы все изображения удаленных от зрителя предметов должны быть менее яркого цвета, более мягких очертаний. По мере приближения к переднему плану предметы становятся ярче и четче. Выразительность в таких пейзажах достигают контрастностью, поместив светлое пятно на темный фон, Для создания темного фона соломку нередко тонируют в жарочном шкафу.

    На подобранном для пейзажа фоне намечают линию горизонта. Работу начинают с изображения неба. Каждый кусочек наклеиваемого материала тщательно промазывают с обратной стороны клеем ПВА, приклеивают и приглаживают сухой тряпочкой. Для того чтобы стыки между отдельными кусочками покровных листьев были менее заметны, края не обрезают, а обрывают. На полностью выклеенное небо кладут стекло, ставят небольшой груз и оставляют для высыхания. После того, как высохнет верхняя часть композиции, начинают выклеивать нижнюю.

    На полностью заклеенный и просушенный фон начинают приклеивать детали. Траву на переднем плане можно изобразить, наклеивая несколько слоев неровно оборванных кусочков покровных листьев соломки, а затем добавив мелкие высушенные травинки и стебельки. На поверхность водоемов накладывают тонкие светлые соломинки-блики. Края водоемов можно оформить камышами из длинных светлых соломинок с темной верхушкой; речным песком из светлой мелкой соломенной крошки; кустарниками, выполненными из засушенных корней, веточек, темных соломинок. Большие стволы деревьев на переднем плане изготавливают из темной (у березы — светлой) соломки, накладывая ее поперек ствола и выклеивая на них неровные, более темные, пятна.

    Тонкие березки и березовые ветки вырезают из расплющенной соломки с ее внутренней стороны, а темные пятна на коре выжигают. Ветки других пород деревьев и кустарников можно выполнить из тонких прутиков декоративного кустарника спиреи или распаренных и разглаженных горячим утюгом собранных осенью или зимой стеблей зверобоя и пижмы, напоминающей крону небольшого дерева. Листья на деревьях выполняются из полосок соломки шириной 2-3 мм. Их смазывают клеем и, приложив к ветке, делают острым ножом косой срез, обращенный острием вниз. Накладывают полоски рядами, сначала темные, затем светлые.

    Применение техники «чесаной соломки» позволяет очень точно имитировать оперение и мех (рис. 16). Эта техника состоит в следующем. Соломку расщепляют на очень тонкие полоски и наклеивают в направлении от хвоста к голове так, чтобы каждая последующая перекрывала предыдущую. На концах крыльев птиц приклеивают большие перья, каждое из которых окаймляют темной или светлой полоской. Клюв, глаза животных вырезают из целых соломинок. Лапки и коготки у птиц переводят с эскиза на кальку, заклеивают соломкой в поперечном направлении, вырезают, а затем наклеивают на фон. Мех более мелких зверюшек можно выполнить также из кусочков разглаженных соломин, края которых выстрижены зубчиками (рис. 17). Порядок наклеивания тот же, что и при имитации меха первым способом.

    Словарь древнерусской архитектуры

     

    Апсида — полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма.

    Балясина — резная или точеная доска (столбик) перил балкона, крыльца, галереи.

    Балюстрада — поручни, перила, ажурная огра­да, состоящая из балясин между постаментами.

    Барабан — цилиндр или многогранник, служа­щий опорой куполу.

    Бочка — форма крыши в виде полуцилиндра с заостренным верхом. Пересечение двух таких крыш образует крещатую бочку.

    Галерея (гульбище) — крытое длинное помеще­ние, обходящее здание с нескольких сторон.

    Галерея висячая — опирающаяся не на столбы, а на концы бревен, выступающие из сруба.

    Глава — завершение церковной постройки (ку­пол) в форме луковицы, шлема, конуса. Символизи­рует горящую свечу.

    Закомара — полукруглое или килевидное завер­шение части наружной стены здания, повторяет очертания расположенного за ней свода.

    Звонница (колокольня) — сооружение при храме, поставленное либо отдельно, либо над сте­ной, крыльцом, служащее для подвешивания ко­локолов.

    Кокошник (декоративная закомара) — деталь, по форме напоминающая женский головной убор — кокошник. Служит для украшения сводов, бараба­нов, шатров.

    Конек (князек) — верхний стык двух скатов крыш или скульптурное завершение охлупня в виде коня или птицы.

    Наличник декоративное украшение оконного или дверного проема.

    Кровля — настил крыши, защищает от атмо­сферных явлений (тесовая, железная, черепичная и др.)

    Охлупень бревно с желобом, венчающее крышу.

    Паперть площадка (крыльцо) перед входом в церковь.

    Подклеть — нижний этаж, обычно хозяйствен­ного назначения.

    Полотенце — короткая резная доска, закрываю­щая стык причелин.

    Портал — архитектурно оформленный вход в здание.

    Придел — малый храм, «приделанный» к ос­новному или устроенный внутри него.

    Причелина (крылья) доска (обычно резная), закрывающая наружные торцы подкровельных слег (обрешетки).

    Притвор входная пристройка к церковному зданию.

    Рубка «в лапу» — система горизонтального со­единения бревен под углом с остатком, т.е. выпуском концов бревен за пределы наружной плоскости стены.

    Трапезная — первоначально — общая столовая в монастыре, позднее — пристройка с западной сто­роны церкви, служившая местом общих собраний.

    Часовня — небольшое культовое сооружение с иконами, но без алтаря.

    Чело (лоб, фронтон) — верхняя часть здания под кровлей.

    Шатёр — покрытие в виде высокой граненой пи­рамиды.

    Шейка (шея) — глухой барабан, несущий церков­ную главу.

    Ярус горизонтальное членение фасада, обыч­но соответствует этажу здания.

    Категория: Методические разработки | Добавил: kolosok-studio
    Просмотров: 361 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozСтудия "Колосок" © 2024