Понедельник, 29.04.2024, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Методические разработки [13]
Статьи учащихся студии [2]
Поиск
Друзья сайта
  • "Колосок" Вконтакте
  • Студия "Бисероплетение+"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Студия "КОЛОСОК"
    Главная » Файлы » Методические разработки

    Подготовка соломки к работе (автор Леонова Л.В.)
    31.01.2018, 13:29

    Подготовка соломки к работе

    Автор текста и рисунков - Леонова Л.В.

    Еще в глубокой древности для получения продуктов питания люди возделывали зерновые культуры, а их стебли (солому) использовали и для хозяйственных нужд, и в обрядовой деятельности. Соломенная кровля, правильно и умело уложенная, могла прослужить не один десяток лет. Шляпы, половики, корзины и другая хозяйственная утварь, детские игрушки, выполненные из соломы, также широко применялись крестьянами.

    Вместе с тем все земледельческие народы наделяли стебли злаков особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух хлебного божества, сила плодородия. Крестьяне считали, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, оказывают благотворное влияние на здоровье, благополучие и достаток в доме. Многие народные праздники проходили с использованием обрядовых предметов, сделанных из соломы. Повсеместно существовал обычай во время жатвы украшать первый «зажи-ночный» и последний «дожиночный» снопы, убранные с поля, сплетать из колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. У некоторых народов, например у поляков и венгров, жатвенные венки были сложной формы, напоминающей колокол и корону. Изготавливали также большие, разнообразно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.

    Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на полях в жертву людей, позже — соломенные чучела, которым придавали форму человеческой фигуры. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Марены тонули в воде, горели в огне ритуальных костров. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

    У восточных славян до сих пор существует обычай «ряжения в солому» в период зимне-весенних праздников — Рождества и Масленицы. У других европейских народов соломенные чучела являются непременным элементом народных карнавалов.

    Для изготовления декоративно-прикладных изделий солому научились специально обрабатывать. Полученная после обработки соломка всегда ценилась народными мастерами за свою красоту, удивительный блеск и переливчатость, богатое разнообразие оттенков. Ее золотистый цвет сродни свету теплых солнечных лучей. Декоративные качества соломки позволяют выполнять различные предметы в технике плетения, аппликации, инкрустации и др. Ее также используют для отделки швейных изделий, в аранжировке цветов.

    Многие мастера и сегодня, чтобы иметь сырье хорошего качества, отводят небольшие грядки под злаковые культуры и сами выращивают их без применения минеральных удобрений, делающих соломины более хрупкими и ломкими.

    Заготавливать солому можно в течение довольно продолжительного времени, начиная с того момента, когда у растения начинает формироваться колос, т. е. с конца июня — начала июля и до глубокой осени. Время сбора влияет на цвет и эластичность сырья. Солома, собранная в стадии восковой спелости зерна, имеет светло-зеленый цвет, который со временем выгорает и приобретает серебристый или зеленоватый опенок. Собранная в августе, особенно если лето было жаркое и сухое, имеет ярко-желтую, золотистую окраску. Если лето выдалось дождливое, на коленцах растения могут появляться темные пятна. Пятна и точки бывают также при поражении стебля различными вредителями. Осенью с наступлением холодов и выпадением большого количества осадков солома приобретает неравномерный коричневато-серый цвет, становится более хрупкой.

    Собирают растения вручную, срезая их серпом или ножницами под корень, для того чтобы не помять и не поломать стебли. Солома, оставшаяся на полях после уборки хлеба комбайном, не годится для работы. Высушивают сырье в тени под навесом или в хорошо проветриваемом помещении (в сарае или на чердаке) в течение 1-2-х недель.

    Стебель у злаков разделен на несколько частей узлами (рис. 1). Каждая его часть между двумя узлами называется междоузлием. Самое длинное междоузлие находится вверху и завершается колосом или метелкой, а самое короткое и толстое — внизу, у корня. К примеру, у ржи верхнее междоузлие иногда достигает полуметровой длины.

    Соломина на этом участке узкая, с небольшой сбежистостью, т.е. постепенным уменьшением толщины ствола к вершине. Стенки ее, хотя и очень тонкие, но достаточно прочные. Поэтому верхнее междоузлие — прекрасный материал для любых работ, в том числе и для плетения при выполнении декоративной окантовки панно, для изготовления легких ажурных елочных украшений — «снежинок».

    Ниже расположены 2-е и 3-е междоузлия. Они гораздо короче первого, стенки у них немного толще. Эти части стебля годятся для аппликации.

    Самые толстые междоузлия, расположенные ближе к корню, обычно в несколько раз короче верхних и средних. У них жесткие стенки и применяются они там, где необходимы детали из трубочек, например, при изготовлении подвесных украшений, в качестве «бревен» в архитектурных макетах.

    Стебли разных злаковых культур (рис. 2) несколько различаются по своим свойствам. Например, соломины у ржи — тонкие, длинные — подходят для плетения; овсяные и ячменные — хороши для выполнения аппликаций; у пшеницы — грубые, жесткие — используются для изготовления елочных украшений, грубой крошки, в качестве «бревен» (наряду с соломинами тростника и нижними коленцами стеблей ржи и овса). Красивая, без дефектов и пятен, соломка идет на изготовление лепестков цветов и листьев, «белокаменных» стен в архитектурных композициях.

    Высушенные соломины нарезают на междоузлия, удаляя узелки (рис. 3), и сразу сортируют. Покровные листья можно снять позже, перед началом работы. Их используют в декоративном панно для выполнения отворотов лепестков у цветов, в пейзажах — для обозначения земли и леса у линии горизонта, а также для плетения отделочных «косичек» при изготовлении елочных украшений и декоративных фигурок.

    Хотя природная цветовая палитра соломки очень богата, но при необходимости возможно окрашивание соломки. Окрашивают ее синтетическими и натуральными красителями. Ниже перечислены наиболее распространенные способы отбеливания и окрашивания, используемые в работе с детьми.

    Отбеливание применяют для получения соломки более светлых оттенков, удаления темных пятен, перед окраской синтетическими красителями в светлые тона. При этом необходимо пользоваться резиновыми перчатками и следить за тем, чтобы отбеливающий раствор не попал в глаза. Существуют несколько способов отбеливания: замачивание на 6 ч в горячем 10 %-ом или в холодном 30 %-ом растворе перекиси водорода или кипячение в течение 30 мин в растворе отбеливателя типа «Лилия» (1 ст. ложка отбеливателя на 1 л воды). В некоторых случаях соломка приобретает желтоватый оттенок.

    Бытовые химические средства, содержащие в больших количествах хлор и его производные, такие как «Белизна», «Comet» использовать для отбеливания соломки нельзя, так как они разрушают ее структуру.

    Для окрашивания в желтый цвет соломку кипятят в течение 3-5 мин в растворе питьевой соды (1 ч. ложка на 1 л воды); в светло-зеленый цвет — замачивают в течение 6-12 ч в холодном растворе медного купороса (1 ст. ложка на 1 л воды); в бежево-розовато-оранжевые цвета — кипятят в течение 1-2 часов с добавлением луковой шелухи. Причем на 3 л воды берут луковую шелуху в объеме плотно заполненной литровой банки, а после кипячения оставляют соломку в этом растворе на 1-2 суток. Можно добавить небольшое количество соды или уксусной кислоты для придания различных оттенков.

    Для окрашивания в коричневый цвет используют два способа: или кипятят в течение 30 мин в растворе железного купороса (1 ст. ложка на 1 л воды), или замачивают на 7-10 дней в таком же растворе с добавление железных скрепок и гвоздей.

    А вот зеленовато-коричневого (болотного) цвета можно добиться, замочив на 7-10 дней соломку, окрашенную в луковой шелухе, в растворе медного купороса (1 ст. ложка на 1 л воды). Если же в этом растворе замочить соломку, окрашенную питьевой содой, то она окрасится в желто-зеленый цвет.

    Кроме того, соломку можно окрасить любым синтетическим или анилиновым красителем для ткани в соответствии с инструкцией на упаковке красителя. В этом случае для получения равномерного цвета необходимо после кипячения оставить соломку в растворе красителя на 1-2 суток. Но со временем она теряет насыщенность цвета.

    Соломку, окрашенную любым из вышеперечисленных способов, вынимают из раствора красителя и тщательно промывают водой, а затем раскладывают на газеты до полного высушивания. Высушенную соломку помещают в разные коробки, указывая на крышках ее цвет.

    Для того чтобы выполнить аппликацию, соломку замачивают на 15-30 мин в горячей воде, а грубую и жесткую кипятят в течение 30 мин. Размягченные соломинки разрезают вдоль резцом или ножницами и проглаживают утюгом (рис. 4) до получения хорошо высушенной соломенной ленты. Если она недостаточно хорошо проглажена, края ее начинают загибаться. После этого соломенную ленту проглаживают чайной ложкой или кольцом ножниц, положив на ровную поверхность стола. Это делается для того, чтобы при наклеивании ее на кальку получить ровное соломенное полотно без заметных стыков.

    Другим способом «расплющивания» соломки и получения ровных соломенных лент является прокатывание сухих разрезанных вдоль соломенных коленец между металлическими вальцами специального станочка с регулятором расстояния отверстия между ними. К сожалению, такие станочки не выпускаются промышленностью, а делаются мастерами на заказ.

    Разглаженную соломку можно затонировать в жарочном шкафу до получения бежево-коричневых оттенков. Температуру и время тонирования определяют экспериментальным путем в зависимости от желаемого оттенка. Соломка темно-коричневых оттенков, полученная таким способом, становится очень хрупкой и поэтому перед наклеиванием на бумагу каждую ее полоску необходимо при помощи кисточки смочить водой с изнаночной стороны и только через некоторое время намазать клеем.

    Для выполнения декоративных панно, кроме соломки и покровных листьев злаковых культур, может потребоваться дополнительный природный материал: засушенные гербарным способом мелкие листья и веточки, корни цветковых растений; «рубашки» от початков кукурузы; сухие покровные листья стебля чеснока серебристого цвета.

    Категория: Методические разработки | Добавил: kolosok-studio
    Просмотров: 552 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozСтудия "Колосок" © 2024