Вторник, 14.05.2024, 06:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Методические разработки [13]
Статьи учащихся студии [2]
Поиск
Друзья сайта
  • "Колосок" Вконтакте
  • Студия "Бисероплетение+"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Студия "КОЛОСОК"
    Главная » Файлы » Методические разработки

    Программно-методический комплекс к образовательной программе "3d моделирование"
    09.11.2015, 10:14
    Программа "Трёхмерный дизайн и анимация"

    Автор: Листенин А.А.

    Пояснительная записка

    Современная массовая культура насыщена образами компьютерной графики и анимации, что вызывает повышенный интерес подростков к овладению техникой и секретами создания подобных образов.
    Программа дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация» имеет научно-техническую направленность и направлена на раскрытие творческих способностей подростков, на удовлетворение их тяги к самовыражению через создание художественных образов в увлекательном мире трехмерной компьютерной графики. Программа развивает абстрактное мышление, предоставляет подросткам возможность получить в своё распоряжение новый инструмент для воплощения своих фантазий.
    Цель программы:
    • создание условий для творческой самореализации личности подростка посредством освоения компьютерной программы 3ds max
    • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, профессиональное самоопределение.
    Задачи программы:
    Обучающие: получение теоретических знаний и практических навыков в области создания трёхмерных изображений и анимации с помощью компьютерной программы 3ds max, формирование умения контролировать, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации формирование умений определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    Развивающие: развитие пространственного воображения и творческих способностей подростка, раскрытие инженерно-технической мысли, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, развитие эстетических потребностей;
    Воспитательные: воспитание личностных характеристик обучающегося: аккуратности, внимательности, усидчивости, самоорганизации, умения работать в коллективе, самостоятельности.
    Отличительной особенностью данной программы является то, что в программе дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация» основной акцент делается на создании трёхмерных, объёмных изображений и анимации, т.к. это наиболее точно отражает существующую действительность и помогает подростку активнее познавать окружающий мир.
    Программа предназначена для обучающихся 9-18 лет, имеющих навыки работы на персональном компьютере и с приложениями операционной системы Windows.
    Срок реализации программы — 2 года.
    Занятия проводятся в группах обучающихся 6-10 чел. в виде лекций, практических и самостоятельных работ, конкурсов. Режим занятий — два раза в неделю по 2 часа на 1 году обучения и 3 раза в неделю по 2 часа на 2 году обучения, с перерывами на отдых.
    По завершении программы обучающийся
    должен знать:
    -;
    -основы композиции применительно к дизайну интерьера.
    должен уметь:
    - проектировать и создавать сложные трёхмерные изображения;
    - создавать трёхмерную анимацию.
    Результат освоения программы устанавливается на основе определения индивидуального рейтинга подростка (оптимальный, допустимый, недопустимый).
    В конце учебного года проводится конкурсы индивидуальных работ.
    В связи с тем, что, по мере появления новых версий 3ds max, появляются новые возможности и приёмы работы, а также для улучшения восприятия программы обучающимися, в неё могут вноситься изменения.
    Ожидаемые результаты.

    Результаты освоения программы на 1 году обучения.

    1. Основные теоретические обобщенные представления:
    - интерфейс программы 3ds max
    Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование.
    2. Обобщенная характеристика умений:
    -умение работать с окнами проекций;
    -умение создавать, выделять, трансформировать объекты;
    -умение пользоваться модификаторами;
    -умение работать со сплайнами;
    -умение работать с источниками освещения, текстурными картами;
    -умение визуализировать объекты;
    Методы диагностики: наблюдение, контрольное задание.

    Результаты освоения программы на 2 году обучения.

    1. Основные теоретические обобщенные представления:
    -знание основ дизайна, законов композиции и цветоведения;
    -знание архитектурных стилей, особенностей стилизации;
    Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование.

    2. Обобщенная характеристика умений:
    -умение моделировать различные архитектурные объекты и предметы интерьера;
    -умение визуализировать объекты;
    -умение работать с библиотеками материалов;
    -умение моделировать интерьеры;

    Методы диагностики: наблюдение, контрольное задание.

    Кроме перечисленных умений и представлений, к концу 2 года обучения у обучающегося должны быть развиты:
    -имеющиеся умения и навыки работать с интерфейсом программы 3ds max;
    -наблюдательность, зрительная память;
    -умение определять пути и способы достижения желаемого результата;
    -творческое воображение.
    У обучающегося должны быть воспитаны:
    -аккуратность;
    -ответственность за выполняемую работу;
    -умение планировать свою деятельность.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения.

    № Наименование темы Всего,
    час. В том числе, час.
    Теорич.
    занятия Практич. занятия
    1 Вводное занятие 4 1 3
    2 Введение в трёхмерную графику 2 2 —
    3 Интерфейс 3ds max 2 2 —
    4 Работа с окнами проекций 2 2 —
    5 Создание и выделение объектов 6 4 2
    6 Трансформации 2 2 —
    7 Модификаторы 6 6 —
    8 Работа со сплайнами 4 2 2
    9 Составные объекты 4 2 2
    10 Редактирование сеток объектов 2 2 —
    11 Анимация: основные принципы 4 2 2
    12 Освещение: базовые методы 2 2 —
    13 Непрямое и фотометрическое освещение 2 2 —
    14 Материалы 2 2 —
    15 Текстурные карты 2 2 —
    16 Визуализация 4 4 —
    17 Моделирование сцен живой и неживой природы 10 2 8
    18 Моделирование техники 12 2 10
    19 Моделирование фигуры человека 14 2 12
    20 Анимация с помощью инверсной кинематики 10 2 8
    21 Анимация мимики и речи человека 12 2 10
    22 Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений 14 2 12
    23 Визуальные спецэффекты 4 2 2
    24 Работа над конкурсным проектом 18 — 18
    Итого: 144 53 91

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 года обучения.

    Тема 1. Вводное занятие (4 часа)
    Общий обзор программы. Вводный инструктаж по технике безопасности. Описание проекта «Инопланетянин».
    Практические занятия: создание проекта «Инопланетянин».

    Тема 2. Введение в трёхмерную графику (2 часа)
    Предмет компьютерного дизайна и анимации. Возникновение, применение и развитие компьютерного дизайна. Программные пакеты для трёхмерного дизайна и анимации.
    Основные этапы создания трёхмерной графики.

    Тема 3. Интерфейс 3ds max (2 часа)
    Элементы интерфейса. Панель меню. Панели инструментов. Окна проекций. Строка состояния. Файлы.
    Практические занятия: работа с панелью инструментов, окнами проекций, строкой состояния, файлами.

    Тема 4. Работа с окнами проекций (2 часа)
    Навигация в окнах проекций. Изменение визуализации окна проекции. Настройка окон проекций.
    Практические занятия: настройка окон проекций.

    Тема 5. Создание и выделение объектов (6 часов)
    Основы создания объектов. Стандартные и сложные примитивы. Создание сплайновых форм. Сетки и привязки.
    Выделение объектов. Создание и настройка групп объектов. Отображение объектов. Менеджер слоёв.
    Практические занятия: создание простых сцен «Лыжник» с применением стандартных объектов.
    Тема 6. Трансформации (2 часа)
    Простые трансформации. Точные трансформации. Сложные трансформации.
    Практические занятия: трансформация объектов.

    Тема 7. Модификаторы (6 часов)
    Особенности использования модификаторов. Геометрические модификаторы.
    Анимационный модификатор Flex. Модификаторы топологии сетки. Трансформации внутри стека с помощью модификатора XForm.
    Модификаторы визуализации. Модификаторы создания объектов на основе форм. Задание параметров объекта при помощи рисования.
    Практические занятия: трансформации внутри стека с помощью модификатора XForm; задание параметров объекта при помощи рисования.

    Тема 8. Работа со сплайнами (4 часа)
    Выделение подобъектов форм. Настройка кривизны. Редактирование форм.
    Практические занятия: создание сплайновой модели «Гриб».

    Тема 9. Составные объекты (4 часа)
    Булевы объекты. Лофтинговые объекты. Другие составные объекты.
    Практические занятия: создание модели «Банан» с помощью лофтинга.

    Тема 10. Редактирование сеток объектов (2 часа)
    Подобъекты сеточных объектов. Модификация подобъектов сетки. Редактирование полигональных сеток. Работа с объектами типа
    Editable Poly.
    Практические занятия: создание объектов типа Editable Poly.

    Тема 11. Анимация: основные принципы (4 часа)
    Настройка времени. Анимация на основе ключевых кадров. Контроллеры анимации. Ограничители анимации. Циклы анимации.
    Практические занятия: создание анимационного ролика «Метеорит».

    Тема 12. Освещение: базовые методы (2 часа)
    Создание освещения. Стандартные источники света. Настройка источников света. Создание теней.
    Практические занятия: создание и настройка источников света, создание теней.

    Тема 13. Непрямое и фотометрическое освещение (2 часа)
    Фотометрические источники света. Системы имитации реального внешнего света. Имитация непрямого освещения.
    Практические занятия: имитации реального внешнего света, непрямого освещения.

    Тема 14. Материалы (2 часа)
    Редактор материалов. Библиотеки материалов. Основные материалы. Составные материалы.
    Практические занятия: создание и работа с библиотеками материалов.

    Тема 15. Текстурные карты (2 часа)
    Понятие текстурной карты. Стандартные текстуры. Связывание текстур и материалов. Карты окружающей среды. Работа с матовыми объектами. Проекционные координаты. Текстуры отражения и преломления.
    Практические занятия: связывание текстур и материалов с объектами.

    Тема 16. Визуализация (4 часа)
    Работа с камерами. Настройка и выполнение визуализации.
    Использование модуля mental ray и внешних рендереров.
    Практические занятия: работа с камерами; настройка и выполнение визуализации.

    Тема 17. Моделирование сцен живой и неживой природы
    (10 часов)
    Основные приёмы моделирования природных объектов.
    Практические занятия: создание сцены «Пейзаж».

    Тема 18. Моделирование техники (12 часов)
    Основные приёмы моделирования технических объектов.
    Практические занятия: создание объектов «Самолёт», «Автомобиль».

    Тема 19. Моделирование фигуры человека (14 часов)
    Основные приёмы моделирования фигуры человека.
    Практические занятия: моделирование лица; моделирование тела.

    Тема 20. Анимация с помощью инверсной кинематики (10 часов)
    Принципы инверсной кинематики.
    Практические занятия: моделирование походки человека.

    Тема 21. Анимация мимики и речи человека (12 часов)
    Основы анимации мимики и речи.
    Практические занятия: создание анимационного ролика «Улыбающийся человек».

    Тема 22. Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений (14 часов)
    Основные принципы моделирования интерьеров и архитектурных сооружений.
    Практические занятия: создание сцен «Загородный дом», «Интерьер загородного дома».

    Тема 23. Визуальные спецэффекты (4 часа)
    Виды спецэффектов и принципы их создания.
    Практические занятия: создание анимационного ролика «Взрыв».

    Тема 24. Работа над конкурсным проектом (18 часов)
    Практические занятия: создание индивидуального или группового конкурсного проекта.
    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения.

    № Наименование темы Всего,
    час. В том числе, час.
    Теорич.
    занятия Практич. занятия
    1 Введение. 2 1 1
    2 Основы дизайна. Принципы композиции. 2 2 —
    3 Основы дизайна. Правила композиции. 2 2 —
    4 Цвет в дизайне. 4 2 2
    5 История стилей. 4 4 —
    6 Повторение. Интерфейс программы. 2 2 —
    7 Повторение. Создание и выделение объектов. 6 6 —
    8 Создание архитектурных объектов. 26 2 24
    9 Повторение. Работа с модификаторами и сплайнами. 4 2 2
    10 Редактирование сеток объектов. 2 2 —
    11 Создание предметов интерьера. 52 4 48
    12 Освещение. 2 2 —
    13 Библиотеки материалов. 6 2 4
    14 Текстурные карты. 6 2 4
    15 Визуализация интерьеров. 20 2 18
    16 Работа над творческим проектом. 68 4 64
    Итого: 216 41 175

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения.

    Тема 1. Введение. (2 часа)
    Области применения трехмерного компьютерного моделирования. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды Взаимосвязь индивидуальности человека и дизайна. Физиологическое и психологическое воздействие дизайн-объектов. Принцип восприятия пространства человеком. Психологические особенности восприятия дизайн-объектов. Социальный язык дизайна. Вводный инструктаж по технике безопасности.

    Тема 2. Основы дизайна. Принципы композиции. (2 часа)
    Понятие композиции в дизайне. Основные сведения о принципах в композиции. Контраст. Единство стиля. Нюанс. Ритм. Пропорции. Симметрия-ассимметрия.

    Тема 3. Основы дизайна. Правила композиции. (2 часа)
    Основные практические правила построения композиций. Зонирование пространства. Расстановка акцентов. Утилитарные и эстетические функции интерьера. Работа с иллюстративным материалом.
    Практические занятия: создание эскизов интерьеров жилых помещений на заданную тему (детская комната, обеденная зона, зона отдыха, ванная комната).
    Тема 4. Цвет в дизайне. (4 часа)
    Цвет в дизайне. Психологические и оптические характеристики цвета и его воздействие на человека. Символика цвета. Цветовая гармония. Основы цветоведения. Организация световой среды интерьера.
    Практические занятия: выполнение практических упражнений по контрастным, монохромным, полихромным цветовым сочетаниям.

    Тема 5. История стилей. (4 часа)
    Стили в дизайне интерьеров:
    • Классика
    • Минимализм
    • Хай-тек
    • Модерн
    • Поп-арт
    Исторические стили. Стилизация.

    Тема 6. Повторение. Интерфейс программы. (2 часа)
    Элементы интерфейса. Панель меню. Панели инструментов. Окна проекций. Строка состояния. Файлы. Настройка окон проекций.
    Практические занятия: работа с панелью инструментов, окнами проекций, строкой состояния, файлами.

    Тема 7. Повторение. Создание и выделение объектов. (6 часов)
    Основы создания объектов. Стандартные и сложные примитивы. Создание сплайновых форм. Сетки и привязки.
    Выделение объектов. Создание и настройка групп объектов. Отображение объектов. Менеджер слоёв.
    Практические занятия: создание простых сцен «Детская комната» с применением стандартных объектов.

    Тема 8. Создание архитектурных объектов. (26 часов)
    Архитектурный словарь. Виды архитектурных объектов. Эскизы. Архитектурные стили. Малые архитектурные формы.
    Практические занятия: моделирование загородного дома (нескольких уровней сложности), малых архитектурных форм (скамейка, колодец, беседка, забор).

    Тема 9. Повторение. Работа с модификаторами и сплайнами. (4 часа)
    Параметрические модификаторы и модификаторы свободных деформаций.
    Редактирование на уровне сплайнов. Создание трехмерных тел на основе сплайнов.
    Практические занятия:
    Создание предметов интерьера и мебели ( цветочный горшок, вешалка, диван и других на основе полученных знаний).

    Тема 10. Редактирование сеток объектов (2 часа)
    Подобъекты сеточных объектов. Модификация подобъектов сетки. Редактирование полигональных сеток. Работа с объектами типа
    Editable Poly.
    Практические занятия: создание объектов типа Editable Poly.

    Тема 11. Создание предметов интерьера. (52 часа)
    Эскизы предметов интерьера в разных стилях. Создание корпусной мебели. Сборка сцены.
    Практические занятия: Выполнение упражнений по созданию интерьеров жилых помещений, загородного дома, офиса.

    Тема 12. Освещение. (2 часа)
    Создание освещения. Стандартные источники света. Настройка источников света. Создание теней.
    Практические занятия: создание и настройка источников света, создание теней.

    Тема 13. Библиотеки материалов. (6 часов)
    Типы материалов. Основные характеристики стандартных материалов. Библиотеки материалов.
    Практические занятия: создание простых материалов.
    Тема 14.Текстурные карты. (6 часов)
    Базовые параметры текстуры. Карты текстур. Координаты наложения карт текстур. Полигональное текстурирование.
    Практические занятия: текстурирование дивана, кресел, плафона, телевизора.

    Тема 15. Визуализация интерьеров. (20 часов)
    Визуализация интерьера:
    • Текстурирование сцены.
    • Настройка света.
    • Создание в сцене камер.
    • Настройка параметров визуализации.
    • Запуск визуализации
    Практические занятия: Визуализация созданной сцены.

    Тема 16. Работа над творческим проектом. (68 часов)
    Разработка творческого проекта. Этапы работы над проектом:
    • Аналитический
    • Поисковый
    • Информационный
    • Практический
    • Презентационный
    • Контрольный

    Практические занятия: создание дизайн-проекта по выбранной теме.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    В соответствии с основными задачами программы ключевое внимание в методике работы по программе сосредоточено на следующих направлениях:
    • Стимулирование социальной активности (взаимоуважения в коллективе, способность к организованной деятельности, осознание собственной социальной значимости).
    • Развитие творческих способностей
    • Воспитание личностных качеств (умение принимать решения, брать ответственность за выполняемую работу, умение работать в группе, планирование деятельности).
    Методические приемы предусматривают развитие инженерно-технической мысли, формирование умения ориентироваться в задании на воспроизведение образца или творческое воображение, формирование умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществление контроля на разных этапах выполнения творческих работ. Важная роль отведена самостоятельной работе, развитию пространственного воображения, овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей.
    Общие требования к проведению практических занятий:
    1. Соблюдение норм техники безопасности.
    2. Использование иллюстративного материала и наглядных пособий.
    3. Использование дидактического принципа «от простого к сложному», расширение задач по моделированию объектов на 2 году изучения программы.
    4. Использование принципа цикличности в подборе тем программы для закрепления навыков.
    5. Создание эмоционально-благоприятной обстановки для обучающегося на занятиях.
    Дидактические материалы.
    При реализации программы используются:
    1 Инструкционные карты.
    2 Аналоговый материал (файлы с образцами выполняемых работ, дизайн-проектов, тематические подборки визуализированных объектов, видеороликов, демонстрационный материал (наглядные пособия по цветоведению, журналы по дизайну интерьера)).
    Методическое сопровождение включает в себя план каждого занятия, где определены цели занятия; перечислены навыки и умения, которые обучающиеся должны будут приобрести или развить во время занятия; определены формы проведения занятия по каждой теме; приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса; учебные раздаточные материалы; описание хода занятия.
    При реализации программы применяются следующие формы занятий:
    1. Лекционное изложение теоретического материала с демонстрацией педагогом через проектор основных приёмов работы в 3ds max на большом экране.
    2. Самостоятельная работа обучающихся по изучению и закреплению учебного материала.
    3. Практические занятия на общую для всех тему, выполняемые обучающимися индивидуально под руководством педагога.
    4. Выполнение индивидуальных заданий педагога.
    5. Работа над конкурсным проектом.
    6. Собеседование с педагогом и консультации с ним.
    В ходе занятий по программе педагог использует следующий дидактический материал: карточки с эскизами сцен и моделей, max-файлы сцен и моделей.
    Далее приводятся некоторые методические рекомендации и приемы, используемые педагогом при проведении занятий по программе:
    На 1 году обучения.
    Тема: «Вводное занятие»
    Занятие носит обзорный характер. Обучающиеся знакомятся с основными правилами и требованиями, необходимыми для работы в рамках программы дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация».
    Педагог рассказывает о возможностях программы 3ds max — обзорно, не вдаваясь в детали и подробности.
    Педагог рассказывает о проекте «Инопланетянин» — показывает конечный результат (картинку), кратко описывает приёмы создания и рендеринга сцены. Педагог создаёт проект с «нуля», на своём компьютере, который соединён с проектором, чтобы обучающиеся могли следить за действиями педагога на большом экране. Обучающиеся создают проект, каждый за своим компьютером, повторяя действия педагога.
    На этом занятии главное — познакомить ребят с основной терминологией, показать приёмы работы с программой, но в то же время дать возможность обучающимся увидеть весь процесс создания сцены — от идеи до финального рендеринга и получить вполне осязаемый результат — картинку.
    Тема: «Введение в трёхмерную графику»
    Педагог рассказывает, в чём заключается предмет компьютерного дизайна и анимации, его возникновение, применение, на примере фильмов и компьютерных игр. Делает краткий обзор существующих программных пакетов для создания трёхмерной графики и анимации. Описывает основные шаги при создании трёхмерных изображений — идея — эскиз на бумаге — моделирование сцены — создание и наложение текстур моделей — создание освещения сцены — создание и настройка камеры — финальный рендеринг.
    Тема: «Интерфейс 3ds max»
    Педагог показывает основные элементы интерфейса программы, приёмы работы с ними, даёт список основных «горячих» клавиш для запоминания. При изучении элементов интерфейса обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Работа с окнами проекций»
    Педагог показывает основные приёмы работы с окнами проекций, рассказывает, как можно их настроить оптимальным образом. При изучении приёмов работы с окнами проекций обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Создание и выделение объектов»
    Педагог рассказывает о том, что такое объекты, какие виды объектов бывают, показывает, как выделяются объекты, как изменяются координаты объектов.
    Педагог даёт описание сцены «Лыжник», показывает обучающимся конечный результат, разбирает с ними последовательность действий при создании сцены. Обучающиеся создают сцену «Лыжник» под руководством педагога, который показывает основные моменты работы на своём компьютере.
    Тема: «Трансформации»
    Педагог рассказывает о трансформациях объектов, при этом обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Модификаторы»
    Педагог рассказывает, что такое модификаторы и для чего они используются, делает обзор основных групп модификаторов. Обучающиеся изучают работу основных модификаторов с помощью сцен, заранее подготовленных педагогом.
    Тема: «Работа со сплайнами»
    Педагог рассказывает, что такое сплайны, в каких случаях они применяются. Показывает приёмы использования сплайнов при создании и редактировании моделей.
    Педагог показывает на своём компьютере этапы создания модели «Гриб», обучающиеся создают эту сцену самостоятельно.
    Тема: «Составные объекты»
    Педагог рассказывает о принципах создания булевых и лофтинговых объектов. Обучающиеся изучают принципы работы с булевыми объектами с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Обучающиеся создают модель «Банан» под руководством педагога.
    Тема: «Редактирование сеток объектов»
    Педагог рассказывает о работе с сеточными объектами. Обучающиеся изучают принципы работы с сеточными объектами и объектами типа Editable Poly с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом.
    Тема: «Анимация: основные принципы»
    Педагог объясняет основные принципы создания анимации в программе 3ds max. Обучающиеся создают анимационный ролик «Метеорит» под руководством педагога, используя при этом файл сцены, заранее подготовленный педагогом.
    Тема: «Освещение: базовые методы»
    Педагог рассказывает о типах источников света, объясняет принципы настройки освещения и создания теней. Обучающиеся работают с источниками света с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом.
    Тема: «Непрямое и фотометрическое освещение»
    Педагог объясняет принципы имитации внешнего (солнечного) освещения и непрямого (отражённого) освещения. Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Материалы»
    Педагог рассказывает об использовании и создании материалов. Рассматриваются: «Редактор материалов», библиотеки материалов. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Текстурные карты»
    Педагог рассказывает о способах имитации текстуры поверхности с помощью текстурных карт. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Визуализация»
    Педагог рассказывает о камерах и основных приёмах работы с ними. Объясняет принципы настройки и выполнения визуализации с помощью штатных средств 3ds max и внешних модулей (mental ray и др.). Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Моделирование сцен живой и неживой природы»
    Педагог объясняет принципы создания природных объектов. Обучающиеся создают сцену «Пейзаж» под руководством педагога.
    Тема: «Моделирование техники»
    Педагог объясняет принципы моделирования технических объектов. Обучающиеся создают модели «Самолёт» и «Автомобиль» под руководством педагога.
    Тема: «Моделирование фигуры человека»
    Педагог объясняет принципы моделирования фигуры человека. Обучающиеся создают модель «Человек» под руководством педагога.
    Тема: «Анимация с помощью инверсной кинематики»
    Педагог объясняет принципы создания и использования инверсной кинематики. Обучающиеся создают анимационный ролик «Походка человека» под руководством педагога.
    Тема: «Анимация мимики и речи человека»
    Педагог объясняет принципы анимации мимики и речи человека. Обучающиеся создают анимационный ролик «Улыбающийся человек» под руководством педагога.
    Тема: «Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений»
    Педагог объясняет основные принципы моделирования интерьеров и архитектурных сооружений. Обучающиеся создают сцены «Загородный дом» и «Интерьер загородного дома» под руководством педагога.
    Тема: «Визуальные спецэффекты»
    Педагог рассказывает о видах спецэффектов, использовании их в кинематографе и принципах их создания. Обучающиеся создают анимационный ролик «Взрыв» под руководством педагога.
    Тема: «Работа над конкурсным проектом»
    Обучающиеся выбирают тему индивидуального конкурсного проекта и работают над ним под руководством педагога.
    На 2 году обучения.
    Тема: «Введение»
    Занятие носит обзорный характер. Обучающие знакомятся с областями применения трехмерного компьютерного моделирования и, в частности, дизайна интерьера, как художественного проектирования эстетического облика среды. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности.
    Тема: « Основы дизайна. Принципы композиции»
    Педагог рассказывает о законах композиции применительно к дизайну. Понятия контраст, единство стиля, нюанс, ритм, пропорции, симметрия-асимметрия объясняются с использованием иллюстративного материала. Выполняются упражнения на создание эскизов композиций с применением полученных знаний.
    Тема: «Основы дизайна. Правила композиции»
    Объясняются основные практические правила построения композиций. При помощи простейших геометрических форм собираются наглядные макеты с применением зонирования пространства и показом расстановки акцентов. Педагог показывает дизайн-проекты профессиональных дизайнеров. Создание эскизов интерьеров жилых помещений на заданную тему (детской комнаты, обеденной зоны, зоны отдыха, ванной комнаты) сопровождается коллективным обсуждением работ.

    Тема: «Цвет в дизайне»
    Педагог рассказывает о физической природе цвета, особенностях цветовосприятия человека, его воздействии на человека, о приемах цветотерапии и важности правильного применения цвета в создании различных интерьеров. Рассказ сопровождается демонстрацией наглядных примеров. Рассказ о символике цвета сопровождается демонстрацией изображений произведений живописи известных художников разных эпох.Понятия «основные и дополнительные цвета, цветовые сочетания, оттенки» объясняются при помощи наглядного пособия «Цветовая звезда И. Иттена». Практические упражнения по созданию контрастных, монохромных, полихромных цветовых сочетаний выполняются при помощи красок, пастели и набора цветной бумаги разных цветов и оттенков.
    Тема: «История стилей»
    Педагог рассказывает о понятии стиля и основных стилях, используемых в дизайне интерьеров: классике, минимализме, стилях хай-тек, модерн, поп-арт, об исторических стилях и стилизации.
    Рассказ сопровождается показом наглядного иллюстративного материала.
    Тема: «Создание архитектурных объектов»
    Педагог рассказывает об архитектурных понятиях, стилях и видах архитектурных объектов. Демонстрирует способы моделирования архитектурных объектов с использованием эскизов и чертежей.
    Практические занятия по моделированию загородного дома (нескольких уровней сложности), малых архитектурных форм (скамейка, колодец, беседка, забор) проводятся с использованием сделанных эскизов.
    Тема: «Создание предметов интерьера»
    Педагог рассказывает о стилевых особенностях мебели. Демонстрирует моделирование различных предметов мебели и сборку сцены интерьеров жилых помещений, загородного дома, офиса. Обучающиеся создают сцены под руководством педагога.

    Для реализации программы необходим следующий комплекс технических и программных средств:
     IBM PC совместимый компьютер Intel Celeron 4 1700 MHz и выше;
     оперативная память 128 Мб (рекомендуется 256 Мб);
     видеоадаптер, совместимый с DirectX (32 Мб памяти и выше);
     манипулятор «мышь»;
     операционная система MS Windows 2000 и старше;
     черно-белый лазерный принтер для распечатки работ обучающихся;
     количество компьютеров: 6-10 — для обучающихся (по количеству обучающихся в группе), 1 — для педагога.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Для педагогов:
    1. Чумаченко И.Н. 3ds max 6. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 416 с.: ил.
    2. G. Avgerakis. Digital Animation Bible. — McGraw-Hill, 2004. — 330 p.
    3. T. Boardman. 3ds max 6 Fundamentals. — New Riders Publishing, 2004. — 528 p.
    4. G. Maestri. Digital Character Animation. Essential Techniques. — New Riders Publishing, 1999. — 279 p.
    5. G. Maestri. Digital Character Animation. Advanced Techniques. — New Riders Publishing, 2002. — 218 p.
    6. N. Boughen. 3ds max Lighting. — Wordware Publishing, 2005. — 426 p.
    7. P. Steed. Modeling a Character in 3ds max. — Wordware Publishing, 2005. — 588 p.
    8. K. Murdock. 3ds max 8 Bible. — Wiley Publishing, 2006. — 1252 p.
    9. Флеминг Б. Создание фотореалистичных изображений. — М.: ДМК, 2000. — 376 с.: ил.
    10. Флеминг Б. Фотореализм. Профессиональные приёмы работы. — М.: ДМК, 2000. — 384 с.: ил.
    11. Флеминг Б. Создание трёхмерных персонажей. Уроки мастерства. — М.: 1999. — 448 с.: ил.
    12. Флеминг Б. Моделирование растений и насекомых. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 320 с.: ил.
    13. Флеминг Б., Доббс Д. Методы анимации лица. Мимика и артикуляция. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 336 с.: ил.
    14. Флеминг Б. Текстурирование трёхмерных объектов. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 240 с.: ил.

    Для обучающихся:
    1. Чумаченко И.Н. 3ds max 6. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 416 с.: ил.
    2. Винклер П. Изучаем трёхмерный дизайн с 3D Studio MAX 2.5/3.0. — М.: ДМК Пресс, 1999. — 384 с.: ил.
    3. Флеминг Б. Создание фотореалистичных изображений. — М.: ДМК, 2000. — 376 с.: ил.
    4. Флеминг Б. Фотореализм. Профессиональные приёмы работы. — М.: ДМК, 2000. — 384 с.: ил.
    5. Флеминг Б. Создание трёхмерных персонажей. Уроки мастерства. — М.: 1999. — 448 с.: ил.
    6. Флеминг Б. Моделирование растений и насекомых. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 320 с.: ил.
    7. Флеминг Б., Доббс Д. Методы анимации лица. Мимика и артикуляция. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 336 с.: ил.
    8. Флеминг Б. Текстурирование трёхмерных объектов. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 240 с.: ил.
    9. Мэрдок К. 3ds max 8. Библия пользователя. — М.: Вильямс, Диалектика, 2006. — 1312 с.: ил.
    10. Мортье Ш. 3ds max 8 для чайников. — М.: Диалектика, 2006. — 363 с.: ил.
    11. Бондаренко С., Бондаренко М. 3ds max 8. Библиотека пользователя. — СПб.: Питер, 2006. — 608 с.: ил.
    12. Верстак В., Бондаренко С., Бондаренко М. 3ds max 8 на 100%. — СПб.: Питер, 2006. — 416 с.: ил.
    13. Тозик В.Т., Меженин А.В. 3ds max 8: Трёхмерное моделирование и анимация. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 1008 с.: ил.
    14. 3ds max 8: Новые возможности. Фирменное руководство от Autodesk. — М.: Триумф, 2006. — 240 с.: ил.
    Пакет методических материалов к
    образовательной программе
    «Трехмерный дизайн и анимация».

    Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.

    Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

    Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед учеником возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути. Определение профессии становится психологическим центром развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

    Программа актуальна, т.к. изучая способы преображения форм, учащиеся приобретают опыт выражения творческой мысли. Программа позволяет сформировать эстетическую культуру школьника – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.
    Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.

    Методические рекомендации по реализации программы
    первого года обучения.
    Методические рекомендации по каждому году обучения имеют свои особенности.
    Так, на первом году обучения формируются в основном базовые знания, умения и навыки обучающихся. Одна из главных задач состоит в том, чтобы с первого занятия заинтересовать каждого ребёнка, пробудить желание полностью завершить весь цикл обучения и в дальнейшем совершенствовать своё мастерство.
    Поэтому в программе первого года обучения используется гораздо больше, чем на втором году обучения, наглядных форм подачи нового материала. Темы для занятий и используемые материалы подобраны таким образом, чтобы учащиеся имели возможность, обладая даже ограниченным набором сформированных умений и навыков, самостоятельно смоделировать объект по темам программы.
    Тема: «Вводное занятие»
    Занятие носит обзорный характер. Обучающиеся знакомятся с основными правилами и требованиями, необходимыми для работы в рамках программы дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация».
    Педагог рассказывает о возможностях программы 3ds max — обзорно, не вдаваясь в детали и подробности.
    Педагог рассказывает о проекте «Инопланетянин» — показывает конечный результат (картинку), кратко описывает приёмы создания и рендеринга сцены. Педагог создаёт проект с «нуля», на своём компьютере, который соединён с проектором, чтобы обучающиеся могли следить за действиями педагога на большом экране. Обучающиеся создают проект, каждый за своим компьютером, повторяя действия педагога.
    На этом занятии главное — познакомить ребят с основной терминологией, показать приёмы работы с программой, но в то же время дать возможность обучающимся увидеть весь процесс создания сцены — от идеи до финального рендеринга и получить вполне осязаемый результат — картинку.
    Тема: «Введение в трёхмерную графику»
    Педагог рассказывает, в чём заключается предмет компьютерного дизайна и анимации, его возникновение, применение, на примере фильмов и компьютерных игр. Делает краткий обзор существующих программных пакетов для создания трёхмерной графики и анимации. Описывает основные шаги при создании трёхмерных изображений — идея — эскиз на бумаге — моделирование сцены — создание и наложение текстур моделей — создание освещения сцены — создание и настройка камеры — финальный рендеринг.
    Тема: «Интерфейс 3ds max»
    Педагог показывает основные элементы интерфейса программы, приёмы работы с ними, даёт список основных «горячих» клавиш для запоминания. При изучении элементов интерфейса обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Работа с окнами проекций»
    Педагог показывает основные приёмы работы с окнами проекций, рассказывает, как можно их настроить оптимальным образом. При изучении приёмов работы с окнами проекций обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Создание и выделение объектов»
    Педагог рассказывает о том, что такое объекты, какие виды объектов бывают, показывает, как выделяются объекты, как изменяются координаты объектов.
    Педагог даёт описание сцены «Лыжник», показывает обучающимся конечный результат, разбирает с ними последовательность действий при создании сцены. Обучающиеся создают сцену «Лыжник» под руководством педагога, который показывает основные моменты работы на своём компьютере.
    Тема: «Трансформации»
    Педагог рассказывает о трансформациях объектов, при этом обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Модификаторы»
    Педагог рассказывает, что такое модификаторы и для чего они используются, делает обзор основных групп модификаторов. Обучающиеся изучают работу основных модификаторов с помощью сцен, заранее подготовленных педагогом.
    Тема: «Работа со сплайнами»
    Педагог рассказывает, что такое сплайны, в каких случаях они применяются. Показывает приёмы использования сплайнов при создании и редактировании моделей.
    Педагог показывает на своём компьютере этапы создания модели «Гриб», обучающиеся создают эту сцену самостоятельно.
    Тема: «Составные объекты»
    Педагог рассказывает о принципах создания булевых и лофтинговых объектов. Обучающиеся изучают принципы работы с булевыми объектами с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Обучающиеся создают модель «Банан» под руководством педагога.
    Тема: «Редактирование сеток объектов»
    Педагог рассказывает о работе с сеточными объектами. Обучающиеся изучают принципы работы с сеточными объектами и объектами типа Editable Poly с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом.
    Тема: «Анимация: основные принципы»
    Педагог объясняет основные принципы создания анимации в программе 3ds max. Обучающиеся создают анимационный ролик «Метеорит» под руководством педагога, используя при этом файл сцены, заранее подготовленный педагогом.
    Тема: «Освещение: базовые методы»
    Педагог рассказывает о типах источников света, объясняет принципы настройки освещения и создания теней. Обучающиеся работают с источниками света с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом.
    Тема: «Непрямое и фотометрическое освещение»
    Педагог объясняет принципы имитации внешнего (солнечного) освещения и непрямого (отражённого) освещения. Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Материалы»
    Педагог рассказывает об использовании и создании материалов. Рассматриваются: «Редактор материалов», библиотеки материалов. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Текстурные карты»
    Педагог рассказывает о способах имитации текстуры поверхности с помощью текстурных карт. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Визуализация»
    Педагог рассказывает о камерах и основных приёмах работы с ними. Объясняет принципы настройки и выполнения визуализации с помощью штатных средств 3ds max и внешних модулей (mental ray и др.). Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом.
    Тема: «Моделирование сцен живой и неживой природы»
    Педагог объясняет принципы создания природных объектов. Обучающиеся создают сцену «Пейзаж» под руководством педагога.
    Тема: «Моделирование техники»
    Педагог объясняет принципы моделирования технических объектов. Обучающиеся создают модели «Самолёт» и «Автомобиль» под руководством педагога.
    Тема: «Моделирование фигуры человека»
    Педагог объясняет принципы моделирования фигуры человека. Обучающиеся создают модель «Человек» под руководством педагога.
    Тема: «Анимация с помощью инверсной кинематики»
    Педагог объясняет принципы создания и использования инверсной кинематики. Обучающиеся создают анимационный ролик «Походка человека» под руководством педагога.
    Тема: «Анимация мимики и речи человека»
    Педагог объясняет принципы анимации мимики и речи человека. Обучающиеся создают анимационный ролик «Улыбающийся человек» под руководством педагога.
    Тема: «Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений»
    Педагог объясняет основные принципы моделирования интерьеров и архитектурных сооружений. Обучающиеся создают сцены «Загородный дом» и «Интерьер загородного дома» под руководством педагога.
    Тема: «Визуальные спецэффекты»
    Педагог рассказывает о видах спецэффектов, использовании их в кинематографе и принципах их создания. Обучающиеся создают анимационный ролик «Взрыв» под руководством педагога.
    Тема: «Работа над конкурсным проектом»
    Обучающиеся выбирают тему индивидуального конкурсного проекта и работают над ним под руководством педагога.
    Методические рекомендации по реализации программы
    второго этапа обучения.
    На 2 году обучения больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся, поэтому используется больше иллюстративного материала (инструкционных карт, фотоматериалов, наглядных пособий). Методические приемы предусматривают формирование умения ориентироваться в задании на воспроизведение образца или творческое воображение, формирование умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществление контроля на разных этапах выполнения творческих работ. Важная роль отведена самостоятельной работе, пространственного воображения, глазомера.

    Тема: «Введение»
    Занятие носит обзорный характер. Обучающие знакомятся с областями применения трехмерного компьютерного моделирования и, в частности, дизайна интерьера, как художественного проектирования эстетического облика среды. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности.
    Тема: « Основы дизайна. Принципы композиции»
    Педагог рассказывает о законах композиции применительно к дизайну. Понятия контраст, единство стиля, нюанс, ритм, пропорции, симметрия-асимметрия объясняются с использованием иллюстративного материала. Выполняются упражнения на создание эскизов композиций с применением полученных знаний.
    Тема: «Основы дизайна. Правила композиции»
    Объясняются основные практические правила построения композиций. При помощи простейших геометрических форм собираются наглядные макеты с применением зонирования пространства и показом расстановки акцентов. Педагог показывает дизайн-проекты профессиональных дизайнеров. Создание эскизов интерьеров жилых помещений на заданную тему (детской комнаты, обеденной зоны, зоны отдыха, ванной комнаты) сопровождается коллективным обсуждением работ.
    Тема: «Цвет в дизайне»
    Педагог рассказывает о физической природе цвета, особенностях цветовосприятия человека, его воздействии на человека, о приемах цветотерапии и важности правильного применения цвета в создании различных интерьеров. Рассказ сопровождается демонстрацией наглядных примеров. Рассказ о символике цвета сопровождается демонстрацией изображений произведений живописи известных художников разных эпох.Понятия «основные и дополнительные цвета, цветовые сочетания, оттенки» объясняются при помощи наглядного пособия «Цветовая звезда И. Иттена». Практические упражнения по созданию контрастных, монохромных, полихромных цветовых сочетаний выполняются при помощи красок, пастели и набора цветной бумаги разных цветов и оттенков.
    Тема: «История стилей»
    Педагог рассказывает о понятии стиля и основных стилях, используемых в дизайне интерьеров: классике, минимализме, стилях хай-тек, модерн, поп-арт, об исторических стилях и стилизации.
    Рассказ сопровождается показом наглядного иллюстративного материала.
    Тема: «Создание архитектурных объектов»
    Педагог рассказывает об архитектурных понятиях, стилях и видах архитектурных объектов. Демонстрирует способы моделирования архитектурных объектов с использованием эскизов и чертежей.
    Практические занятия по моделированию загородного дома (нескольких уровней сложности), малых архитектурных форм (скамейка, колодец, беседка, забор) проводятся с использованием сделанных эскизов.
    Тема: «Создание предметов интерьера»
    Педагог рассказывает о стилевых особенностях мебели. Демонстрирует моделирование различных предметов мебели и сборку сцены интерьеров жилых помещений, загородного дома, офиса. Обучающиеся создают сцены под руководством педагога.
    Общие требования к проведению практических занятий:
    6. Соблюдение норм техники безопасности.
    7. Использование иллюстративного материала и наглядных пособий.
    8. Использование дидактического принципа «от простого к сложному».
    9. Использование принципа цикличности в подборе тем программы для закрепления навыков.
    10. Создание эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка на занятиях.

    Дидактические материалы.
    При реализации программы используются:
    Аналоговый материал
    • электронные варианты тематических подборок литературы и фотоматериалов
    Инструкционные карты:
    • Порядок работы порядок 3ds max
    • Главная панель инструментов
    • Панель управления окнами проекций
    Наглядные пособия:
    • Полигональный объект
    • Трехмерная модель
    Пример инструкционных карт
    Интерфейс программы 3ds Max
    Главная панель инструментов
    Undo – отмена действий
    Redo – повтор действий
    Link – связывание объектов в иерархические цепочки
    Select – выделение объектов
    Move – манипуляторы движения объектов
    Rotate – вращение
    Scale – масштабирование
    Snap - активация и настройка привязки
    Curve Editor – редактирование кривых анимации
    Material Editor – редактирование текстур
    Render Scene Dialog – визуализация
    Окна проекций
    Front – вид спереди
    Left – вид слева
    Perspective – перспектива
    Панель управления окнами проекций
    Копирование объектов
    1. Создайте объект.
    2. Выберите манипулятор движения
    3.Нажмите клавишу shift и, не отпуская ее, передвиньте объект.
    4.Щелкните по кнопке ОК в появившемся окне и только после этого отпустите клавишу shift.
    4. Появление окна Options (Опции копирования)
    • Copi (Копия)
    • Instanse (Образец)
    • Referense (Ссылка)
    Порядок работы в программе 3ds max.
    • Моделирование – создание объектов
    • Текстурирование – накладывание текстур («раскрашивание» объектов)
    • Анимация – изменение параметров объектов во времени
    • Визуализация (рендеринг) – создание готового изображения на основе моделей
    Категория: Методические разработки | Добавил: Ludmila
    Просмотров: 250 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozСтудия "Колосок" © 2024