Программно-методический комплекс к образовательной программе "3d моделирование"
09.11.2015, 10:14
Программа "Трёхмерный дизайн и анимация"
Автор: Листенин А.А.
Пояснительная записка
Современная массовая культура насыщена образами компьютерной графики и анимации, что вызывает повышенный интерес подростков к овладению техникой и секретами создания подобных образов. Программа дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация» имеет научно-техническую направленность и направлена на раскрытие творческих способностей подростков, на удовлетворение их тяги к самовыражению через создание художественных образов в увлекательном мире трехмерной компьютерной графики. Программа развивает абстрактное мышление, предоставляет подросткам возможность получить в своё распоряжение новый инструмент для воплощения своих фантазий. Цель программы: • создание условий для творческой самореализации личности подростка посредством освоения компьютерной программы 3ds max • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, профессиональное самоопределение. Задачи программы: Обучающие: получение теоретических знаний и практических навыков в области создания трёхмерных изображений и анимации с помощью компьютерной программы 3ds max, формирование умения контролировать, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации формирование умений определять наиболее эффективные способы достижения результата; Развивающие: развитие пространственного воображения и творческих способностей подростка, раскрытие инженерно-технической мысли, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, развитие эстетических потребностей; Воспитательные: воспитание личностных характеристик обучающегося: аккуратности, внимательности, усидчивости, самоорганизации, умения работать в коллективе, самостоятельности. Отличительной особенностью данной программы является то, что в программе дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация» основной акцент делается на создании трёхмерных, объёмных изображений и анимации, т.к. это наиболее точно отражает существующую действительность и помогает подростку активнее познавать окружающий мир. Программа предназначена для обучающихся 9-18 лет, имеющих навыки работы на персональном компьютере и с приложениями операционной системы Windows. Срок реализации программы — 2 года. Занятия проводятся в группах обучающихся 6-10 чел. в виде лекций, практических и самостоятельных работ, конкурсов. Режим занятий — два раза в неделю по 2 часа на 1 году обучения и 3 раза в неделю по 2 часа на 2 году обучения, с перерывами на отдых. По завершении программы обучающийся должен знать: -; -основы композиции применительно к дизайну интерьера. должен уметь: - проектировать и создавать сложные трёхмерные изображения; - создавать трёхмерную анимацию. Результат освоения программы устанавливается на основе определения индивидуального рейтинга подростка (оптимальный, допустимый, недопустимый). В конце учебного года проводится конкурсы индивидуальных работ. В связи с тем, что, по мере появления новых версий 3ds max, появляются новые возможности и приёмы работы, а также для улучшения восприятия программы обучающимися, в неё могут вноситься изменения. Ожидаемые результаты.
Результаты освоения программы на 1 году обучения.
1. Основные теоретические обобщенные представления: - интерфейс программы 3ds max Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование. 2. Обобщенная характеристика умений: -умение работать с окнами проекций; -умение создавать, выделять, трансформировать объекты; -умение пользоваться модификаторами; -умение работать со сплайнами; -умение работать с источниками освещения, текстурными картами; -умение визуализировать объекты; Методы диагностики: наблюдение, контрольное задание.
Результаты освоения программы на 2 году обучения.
1. Основные теоретические обобщенные представления: -знание основ дизайна, законов композиции и цветоведения; -знание архитектурных стилей, особенностей стилизации; Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование.
2. Обобщенная характеристика умений: -умение моделировать различные архитектурные объекты и предметы интерьера; -умение визуализировать объекты; -умение работать с библиотеками материалов; -умение моделировать интерьеры;
Методы диагностики: наблюдение, контрольное задание.
Кроме перечисленных умений и представлений, к концу 2 года обучения у обучающегося должны быть развиты: -имеющиеся умения и навыки работать с интерфейсом программы 3ds max; -наблюдательность, зрительная память; -умение определять пути и способы достижения желаемого результата; -творческое воображение. У обучающегося должны быть воспитаны: -аккуратность; -ответственность за выполняемую работу; -умение планировать свою деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения.
№ Наименование темы Всего, час. В том числе, час. Теорич. занятия Практич. занятия 1 Вводное занятие 4 1 3 2 Введение в трёхмерную графику 2 2 — 3 Интерфейс 3ds max 2 2 — 4 Работа с окнами проекций 2 2 — 5 Создание и выделение объектов 6 4 2 6 Трансформации 2 2 — 7 Модификаторы 6 6 — 8 Работа со сплайнами 4 2 2 9 Составные объекты 4 2 2 10 Редактирование сеток объектов 2 2 — 11 Анимация: основные принципы 4 2 2 12 Освещение: базовые методы 2 2 — 13 Непрямое и фотометрическое освещение 2 2 — 14 Материалы 2 2 — 15 Текстурные карты 2 2 — 16 Визуализация 4 4 — 17 Моделирование сцен живой и неживой природы 10 2 8 18 Моделирование техники 12 2 10 19 Моделирование фигуры человека 14 2 12 20 Анимация с помощью инверсной кинематики 10 2 8 21 Анимация мимики и речи человека 12 2 10 22 Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений 14 2 12 23 Визуальные спецэффекты 4 2 2 24 Работа над конкурсным проектом 18 — 18 Итого: 144 53 91
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (4 часа) Общий обзор программы. Вводный инструктаж по технике безопасности. Описание проекта «Инопланетянин». Практические занятия: создание проекта «Инопланетянин».
Тема 2. Введение в трёхмерную графику (2 часа) Предмет компьютерного дизайна и анимации. Возникновение, применение и развитие компьютерного дизайна. Программные пакеты для трёхмерного дизайна и анимации. Основные этапы создания трёхмерной графики.
Тема 3. Интерфейс 3ds max (2 часа) Элементы интерфейса. Панель меню. Панели инструментов. Окна проекций. Строка состояния. Файлы. Практические занятия: работа с панелью инструментов, окнами проекций, строкой состояния, файлами.
Тема 4. Работа с окнами проекций (2 часа) Навигация в окнах проекций. Изменение визуализации окна проекции. Настройка окон проекций. Практические занятия: настройка окон проекций.
Тема 5. Создание и выделение объектов (6 часов) Основы создания объектов. Стандартные и сложные примитивы. Создание сплайновых форм. Сетки и привязки. Выделение объектов. Создание и настройка групп объектов. Отображение объектов. Менеджер слоёв. Практические занятия: создание простых сцен «Лыжник» с применением стандартных объектов. Тема 6. Трансформации (2 часа) Простые трансформации. Точные трансформации. Сложные трансформации. Практические занятия: трансформация объектов.
Тема 7. Модификаторы (6 часов) Особенности использования модификаторов. Геометрические модификаторы. Анимационный модификатор Flex. Модификаторы топологии сетки. Трансформации внутри стека с помощью модификатора XForm. Модификаторы визуализации. Модификаторы создания объектов на основе форм. Задание параметров объекта при помощи рисования. Практические занятия: трансформации внутри стека с помощью модификатора XForm; задание параметров объекта при помощи рисования.
Тема 8. Работа со сплайнами (4 часа) Выделение подобъектов форм. Настройка кривизны. Редактирование форм. Практические занятия: создание сплайновой модели «Гриб».
Тема 9. Составные объекты (4 часа) Булевы объекты. Лофтинговые объекты. Другие составные объекты. Практические занятия: создание модели «Банан» с помощью лофтинга.
Тема 10. Редактирование сеток объектов (2 часа) Подобъекты сеточных объектов. Модификация подобъектов сетки. Редактирование полигональных сеток. Работа с объектами типа Editable Poly. Практические занятия: создание объектов типа Editable Poly.
Тема 11. Анимация: основные принципы (4 часа) Настройка времени. Анимация на основе ключевых кадров. Контроллеры анимации. Ограничители анимации. Циклы анимации. Практические занятия: создание анимационного ролика «Метеорит».
Тема 12. Освещение: базовые методы (2 часа) Создание освещения. Стандартные источники света. Настройка источников света. Создание теней. Практические занятия: создание и настройка источников света, создание теней.
Тема 13. Непрямое и фотометрическое освещение (2 часа) Фотометрические источники света. Системы имитации реального внешнего света. Имитация непрямого освещения. Практические занятия: имитации реального внешнего света, непрямого освещения.
Тема 14. Материалы (2 часа) Редактор материалов. Библиотеки материалов. Основные материалы. Составные материалы. Практические занятия: создание и работа с библиотеками материалов.
Тема 15. Текстурные карты (2 часа) Понятие текстурной карты. Стандартные текстуры. Связывание текстур и материалов. Карты окружающей среды. Работа с матовыми объектами. Проекционные координаты. Текстуры отражения и преломления. Практические занятия: связывание текстур и материалов с объектами.
Тема 16. Визуализация (4 часа) Работа с камерами. Настройка и выполнение визуализации. Использование модуля mental ray и внешних рендереров. Практические занятия: работа с камерами; настройка и выполнение визуализации.
Тема 17. Моделирование сцен живой и неживой природы (10 часов) Основные приёмы моделирования природных объектов. Практические занятия: создание сцены «Пейзаж».
Тема 18. Моделирование техники (12 часов) Основные приёмы моделирования технических объектов. Практические занятия: создание объектов «Самолёт», «Автомобиль».
Тема 19. Моделирование фигуры человека (14 часов) Основные приёмы моделирования фигуры человека. Практические занятия: моделирование лица; моделирование тела.
Тема 20. Анимация с помощью инверсной кинематики (10 часов) Принципы инверсной кинематики. Практические занятия: моделирование походки человека.
Тема 21. Анимация мимики и речи человека (12 часов) Основы анимации мимики и речи. Практические занятия: создание анимационного ролика «Улыбающийся человек».
Тема 22. Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений (14 часов) Основные принципы моделирования интерьеров и архитектурных сооружений. Практические занятия: создание сцен «Загородный дом», «Интерьер загородного дома».
Тема 23. Визуальные спецэффекты (4 часа) Виды спецэффектов и принципы их создания. Практические занятия: создание анимационного ролика «Взрыв».
Тема 24. Работа над конкурсным проектом (18 часов) Практические занятия: создание индивидуального или группового конкурсного проекта. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения.
№ Наименование темы Всего, час. В том числе, час. Теорич. занятия Практич. занятия 1 Введение. 2 1 1 2 Основы дизайна. Принципы композиции. 2 2 — 3 Основы дизайна. Правила композиции. 2 2 — 4 Цвет в дизайне. 4 2 2 5 История стилей. 4 4 — 6 Повторение. Интерфейс программы. 2 2 — 7 Повторение. Создание и выделение объектов. 6 6 — 8 Создание архитектурных объектов. 26 2 24 9 Повторение. Работа с модификаторами и сплайнами. 4 2 2 10 Редактирование сеток объектов. 2 2 — 11 Создание предметов интерьера. 52 4 48 12 Освещение. 2 2 — 13 Библиотеки материалов. 6 2 4 14 Текстурные карты. 6 2 4 15 Визуализация интерьеров. 20 2 18 16 Работа над творческим проектом. 68 4 64 Итого: 216 41 175
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения.
Тема 1. Введение. (2 часа) Области применения трехмерного компьютерного моделирования. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды Взаимосвязь индивидуальности человека и дизайна. Физиологическое и психологическое воздействие дизайн-объектов. Принцип восприятия пространства человеком. Психологические особенности восприятия дизайн-объектов. Социальный язык дизайна. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Основы дизайна. Принципы композиции. (2 часа) Понятие композиции в дизайне. Основные сведения о принципах в композиции. Контраст. Единство стиля. Нюанс. Ритм. Пропорции. Симметрия-ассимметрия.
Тема 3. Основы дизайна. Правила композиции. (2 часа) Основные практические правила построения композиций. Зонирование пространства. Расстановка акцентов. Утилитарные и эстетические функции интерьера. Работа с иллюстративным материалом. Практические занятия: создание эскизов интерьеров жилых помещений на заданную тему (детская комната, обеденная зона, зона отдыха, ванная комната). Тема 4. Цвет в дизайне. (4 часа) Цвет в дизайне. Психологические и оптические характеристики цвета и его воздействие на человека. Символика цвета. Цветовая гармония. Основы цветоведения. Организация световой среды интерьера. Практические занятия: выполнение практических упражнений по контрастным, монохромным, полихромным цветовым сочетаниям.
Тема 5. История стилей. (4 часа) Стили в дизайне интерьеров: • Классика • Минимализм • Хай-тек • Модерн • Поп-арт Исторические стили. Стилизация.
Тема 7. Повторение. Создание и выделение объектов. (6 часов) Основы создания объектов. Стандартные и сложные примитивы. Создание сплайновых форм. Сетки и привязки. Выделение объектов. Создание и настройка групп объектов. Отображение объектов. Менеджер слоёв. Практические занятия: создание простых сцен «Детская комната» с применением стандартных объектов.
Тема 8. Создание архитектурных объектов. (26 часов) Архитектурный словарь. Виды архитектурных объектов. Эскизы. Архитектурные стили. Малые архитектурные формы. Практические занятия: моделирование загородного дома (нескольких уровней сложности), малых архитектурных форм (скамейка, колодец, беседка, забор).
Тема 9. Повторение. Работа с модификаторами и сплайнами. (4 часа) Параметрические модификаторы и модификаторы свободных деформаций. Редактирование на уровне сплайнов. Создание трехмерных тел на основе сплайнов. Практические занятия: Создание предметов интерьера и мебели ( цветочный горшок, вешалка, диван и других на основе полученных знаний).
Тема 10. Редактирование сеток объектов (2 часа) Подобъекты сеточных объектов. Модификация подобъектов сетки. Редактирование полигональных сеток. Работа с объектами типа Editable Poly. Практические занятия: создание объектов типа Editable Poly.
Тема 11. Создание предметов интерьера. (52 часа) Эскизы предметов интерьера в разных стилях. Создание корпусной мебели. Сборка сцены. Практические занятия: Выполнение упражнений по созданию интерьеров жилых помещений, загородного дома, офиса.
Тема 12. Освещение. (2 часа) Создание освещения. Стандартные источники света. Настройка источников света. Создание теней. Практические занятия: создание и настройка источников света, создание теней.
Тема 13. Библиотеки материалов. (6 часов) Типы материалов. Основные характеристики стандартных материалов. Библиотеки материалов. Практические занятия: создание простых материалов. Тема 14.Текстурные карты. (6 часов) Базовые параметры текстуры. Карты текстур. Координаты наложения карт текстур. Полигональное текстурирование. Практические занятия: текстурирование дивана, кресел, плафона, телевизора.
Тема 15. Визуализация интерьеров. (20 часов) Визуализация интерьера: • Текстурирование сцены. • Настройка света. • Создание в сцене камер. • Настройка параметров визуализации. • Запуск визуализации Практические занятия: Визуализация созданной сцены.
Тема 16. Работа над творческим проектом. (68 часов) Разработка творческого проекта. Этапы работы над проектом: • Аналитический • Поисковый • Информационный • Практический • Презентационный • Контрольный
Практические занятия: создание дизайн-проекта по выбранной теме.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В соответствии с основными задачами программы ключевое внимание в методике работы по программе сосредоточено на следующих направлениях: • Стимулирование социальной активности (взаимоуважения в коллективе, способность к организованной деятельности, осознание собственной социальной значимости). • Развитие творческих способностей • Воспитание личностных качеств (умение принимать решения, брать ответственность за выполняемую работу, умение работать в группе, планирование деятельности). Методические приемы предусматривают развитие инженерно-технической мысли, формирование умения ориентироваться в задании на воспроизведение образца или творческое воображение, формирование умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществление контроля на разных этапах выполнения творческих работ. Важная роль отведена самостоятельной работе, развитию пространственного воображения, овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей. Общие требования к проведению практических занятий: 1. Соблюдение норм техники безопасности. 2. Использование иллюстративного материала и наглядных пособий. 3. Использование дидактического принципа «от простого к сложному», расширение задач по моделированию объектов на 2 году изучения программы. 4. Использование принципа цикличности в подборе тем программы для закрепления навыков. 5. Создание эмоционально-благоприятной обстановки для обучающегося на занятиях. Дидактические материалы. При реализации программы используются: 1 Инструкционные карты. 2 Аналоговый материал (файлы с образцами выполняемых работ, дизайн-проектов, тематические подборки визуализированных объектов, видеороликов, демонстрационный материал (наглядные пособия по цветоведению, журналы по дизайну интерьера)). Методическое сопровождение включает в себя план каждого занятия, где определены цели занятия; перечислены навыки и умения, которые обучающиеся должны будут приобрести или развить во время занятия; определены формы проведения занятия по каждой теме; приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса; учебные раздаточные материалы; описание хода занятия. При реализации программы применяются следующие формы занятий: 1. Лекционное изложение теоретического материала с демонстрацией педагогом через проектор основных приёмов работы в 3ds max на большом экране. 2. Самостоятельная работа обучающихся по изучению и закреплению учебного материала. 3. Практические занятия на общую для всех тему, выполняемые обучающимися индивидуально под руководством педагога. 4. Выполнение индивидуальных заданий педагога. 5. Работа над конкурсным проектом. 6. Собеседование с педагогом и консультации с ним. В ходе занятий по программе педагог использует следующий дидактический материал: карточки с эскизами сцен и моделей, max-файлы сцен и моделей. Далее приводятся некоторые методические рекомендации и приемы, используемые педагогом при проведении занятий по программе: На 1 году обучения. Тема: «Вводное занятие» Занятие носит обзорный характер. Обучающиеся знакомятся с основными правилами и требованиями, необходимыми для работы в рамках программы дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация». Педагог рассказывает о возможностях программы 3ds max — обзорно, не вдаваясь в детали и подробности. Педагог рассказывает о проекте «Инопланетянин» — показывает конечный результат (картинку), кратко описывает приёмы создания и рендеринга сцены. Педагог создаёт проект с «нуля», на своём компьютере, который соединён с проектором, чтобы обучающиеся могли следить за действиями педагога на большом экране. Обучающиеся создают проект, каждый за своим компьютером, повторяя действия педагога. На этом занятии главное — познакомить ребят с основной терминологией, показать приёмы работы с программой, но в то же время дать возможность обучающимся увидеть весь процесс создания сцены — от идеи до финального рендеринга и получить вполне осязаемый результат — картинку. Тема: «Введение в трёхмерную графику» Педагог рассказывает, в чём заключается предмет компьютерного дизайна и анимации, его возникновение, применение, на примере фильмов и компьютерных игр. Делает краткий обзор существующих программных пакетов для создания трёхмерной графики и анимации. Описывает основные шаги при создании трёхмерных изображений — идея — эскиз на бумаге — моделирование сцены — создание и наложение текстур моделей — создание освещения сцены — создание и настройка камеры — финальный рендеринг. Тема: «Интерфейс 3ds max» Педагог показывает основные элементы интерфейса программы, приёмы работы с ними, даёт список основных «горячих» клавиш для запоминания. При изучении элементов интерфейса обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Работа с окнами проекций» Педагог показывает основные приёмы работы с окнами проекций, рассказывает, как можно их настроить оптимальным образом. При изучении приёмов работы с окнами проекций обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Создание и выделение объектов» Педагог рассказывает о том, что такое объекты, какие виды объектов бывают, показывает, как выделяются объекты, как изменяются координаты объектов. Педагог даёт описание сцены «Лыжник», показывает обучающимся конечный результат, разбирает с ними последовательность действий при создании сцены. Обучающиеся создают сцену «Лыжник» под руководством педагога, который показывает основные моменты работы на своём компьютере. Тема: «Трансформации» Педагог рассказывает о трансформациях объектов, при этом обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Модификаторы» Педагог рассказывает, что такое модификаторы и для чего они используются, делает обзор основных групп модификаторов. Обучающиеся изучают работу основных модификаторов с помощью сцен, заранее подготовленных педагогом. Тема: «Работа со сплайнами» Педагог рассказывает, что такое сплайны, в каких случаях они применяются. Показывает приёмы использования сплайнов при создании и редактировании моделей. Педагог показывает на своём компьютере этапы создания модели «Гриб», обучающиеся создают эту сцену самостоятельно. Тема: «Составные объекты» Педагог рассказывает о принципах создания булевых и лофтинговых объектов. Обучающиеся изучают принципы работы с булевыми объектами с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Обучающиеся создают модель «Банан» под руководством педагога. Тема: «Редактирование сеток объектов» Педагог рассказывает о работе с сеточными объектами. Обучающиеся изучают принципы работы с сеточными объектами и объектами типа Editable Poly с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Тема: «Анимация: основные принципы» Педагог объясняет основные принципы создания анимации в программе 3ds max. Обучающиеся создают анимационный ролик «Метеорит» под руководством педагога, используя при этом файл сцены, заранее подготовленный педагогом. Тема: «Освещение: базовые методы» Педагог рассказывает о типах источников света, объясняет принципы настройки освещения и создания теней. Обучающиеся работают с источниками света с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Тема: «Непрямое и фотометрическое освещение» Педагог объясняет принципы имитации внешнего (солнечного) освещения и непрямого (отражённого) освещения. Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Материалы» Педагог рассказывает об использовании и создании материалов. Рассматриваются: «Редактор материалов», библиотеки материалов. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Текстурные карты» Педагог рассказывает о способах имитации текстуры поверхности с помощью текстурных карт. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Визуализация» Педагог рассказывает о камерах и основных приёмах работы с ними. Объясняет принципы настройки и выполнения визуализации с помощью штатных средств 3ds max и внешних модулей (mental ray и др.). Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Моделирование сцен живой и неживой природы» Педагог объясняет принципы создания природных объектов. Обучающиеся создают сцену «Пейзаж» под руководством педагога. Тема: «Моделирование техники» Педагог объясняет принципы моделирования технических объектов. Обучающиеся создают модели «Самолёт» и «Автомобиль» под руководством педагога. Тема: «Моделирование фигуры человека» Педагог объясняет принципы моделирования фигуры человека. Обучающиеся создают модель «Человек» под руководством педагога. Тема: «Анимация с помощью инверсной кинематики» Педагог объясняет принципы создания и использования инверсной кинематики. Обучающиеся создают анимационный ролик «Походка человека» под руководством педагога. Тема: «Анимация мимики и речи человека» Педагог объясняет принципы анимации мимики и речи человека. Обучающиеся создают анимационный ролик «Улыбающийся человек» под руководством педагога. Тема: «Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений» Педагог объясняет основные принципы моделирования интерьеров и архитектурных сооружений. Обучающиеся создают сцены «Загородный дом» и «Интерьер загородного дома» под руководством педагога. Тема: «Визуальные спецэффекты» Педагог рассказывает о видах спецэффектов, использовании их в кинематографе и принципах их создания. Обучающиеся создают анимационный ролик «Взрыв» под руководством педагога. Тема: «Работа над конкурсным проектом» Обучающиеся выбирают тему индивидуального конкурсного проекта и работают над ним под руководством педагога. На 2 году обучения. Тема: «Введение» Занятие носит обзорный характер. Обучающие знакомятся с областями применения трехмерного компьютерного моделирования и, в частности, дизайна интерьера, как художественного проектирования эстетического облика среды. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности. Тема: « Основы дизайна. Принципы композиции» Педагог рассказывает о законах композиции применительно к дизайну. Понятия контраст, единство стиля, нюанс, ритм, пропорции, симметрия-асимметрия объясняются с использованием иллюстративного материала. Выполняются упражнения на создание эскизов композиций с применением полученных знаний. Тема: «Основы дизайна. Правила композиции» Объясняются основные практические правила построения композиций. При помощи простейших геометрических форм собираются наглядные макеты с применением зонирования пространства и показом расстановки акцентов. Педагог показывает дизайн-проекты профессиональных дизайнеров. Создание эскизов интерьеров жилых помещений на заданную тему (детской комнаты, обеденной зоны, зоны отдыха, ванной комнаты) сопровождается коллективным обсуждением работ.
Тема: «Цвет в дизайне» Педагог рассказывает о физической природе цвета, особенностях цветовосприятия человека, его воздействии на человека, о приемах цветотерапии и важности правильного применения цвета в создании различных интерьеров. Рассказ сопровождается демонстрацией наглядных примеров. Рассказ о символике цвета сопровождается демонстрацией изображений произведений живописи известных художников разных эпох.Понятия «основные и дополнительные цвета, цветовые сочетания, оттенки» объясняются при помощи наглядного пособия «Цветовая звезда И. Иттена». Практические упражнения по созданию контрастных, монохромных, полихромных цветовых сочетаний выполняются при помощи красок, пастели и набора цветной бумаги разных цветов и оттенков. Тема: «История стилей» Педагог рассказывает о понятии стиля и основных стилях, используемых в дизайне интерьеров: классике, минимализме, стилях хай-тек, модерн, поп-арт, об исторических стилях и стилизации. Рассказ сопровождается показом наглядного иллюстративного материала. Тема: «Создание архитектурных объектов» Педагог рассказывает об архитектурных понятиях, стилях и видах архитектурных объектов. Демонстрирует способы моделирования архитектурных объектов с использованием эскизов и чертежей. Практические занятия по моделированию загородного дома (нескольких уровней сложности), малых архитектурных форм (скамейка, колодец, беседка, забор) проводятся с использованием сделанных эскизов. Тема: «Создание предметов интерьера» Педагог рассказывает о стилевых особенностях мебели. Демонстрирует моделирование различных предметов мебели и сборку сцены интерьеров жилых помещений, загородного дома, офиса. Обучающиеся создают сцены под руководством педагога.
Для реализации программы необходим следующий комплекс технических и программных средств: IBM PC совместимый компьютер Intel Celeron 4 1700 MHz и выше; оперативная память 128 Мб (рекомендуется 256 Мб); видеоадаптер, совместимый с DirectX (32 Мб памяти и выше); манипулятор «мышь»; операционная система MS Windows 2000 и старше; черно-белый лазерный принтер для распечатки работ обучающихся; количество компьютеров: 6-10 — для обучающихся (по количеству обучающихся в группе), 1 — для педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов: 1. Чумаченко И.Н. 3ds max 6. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 416 с.: ил. 2. G. Avgerakis. Digital Animation Bible. — McGraw-Hill, 2004. — 330 p. 3. T. Boardman. 3ds max 6 Fundamentals. — New Riders Publishing, 2004. — 528 p. 4. G. Maestri. Digital Character Animation. Essential Techniques. — New Riders Publishing, 1999. — 279 p. 5. G. Maestri. Digital Character Animation. Advanced Techniques. — New Riders Publishing, 2002. — 218 p. 6. N. Boughen. 3ds max Lighting. — Wordware Publishing, 2005. — 426 p. 7. P. Steed. Modeling a Character in 3ds max. — Wordware Publishing, 2005. — 588 p. 8. K. Murdock. 3ds max 8 Bible. — Wiley Publishing, 2006. — 1252 p. 9. Флеминг Б. Создание фотореалистичных изображений. — М.: ДМК, 2000. — 376 с.: ил. 10. Флеминг Б. Фотореализм. Профессиональные приёмы работы. — М.: ДМК, 2000. — 384 с.: ил. 11. Флеминг Б. Создание трёхмерных персонажей. Уроки мастерства. — М.: 1999. — 448 с.: ил. 12. Флеминг Б. Моделирование растений и насекомых. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 320 с.: ил. 13. Флеминг Б., Доббс Д. Методы анимации лица. Мимика и артикуляция. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 336 с.: ил. 14. Флеминг Б. Текстурирование трёхмерных объектов. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 240 с.: ил.
Для обучающихся: 1. Чумаченко И.Н. 3ds max 6. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 416 с.: ил. 2. Винклер П. Изучаем трёхмерный дизайн с 3D Studio MAX 2.5/3.0. — М.: ДМК Пресс, 1999. — 384 с.: ил. 3. Флеминг Б. Создание фотореалистичных изображений. — М.: ДМК, 2000. — 376 с.: ил. 4. Флеминг Б. Фотореализм. Профессиональные приёмы работы. — М.: ДМК, 2000. — 384 с.: ил. 5. Флеминг Б. Создание трёхмерных персонажей. Уроки мастерства. — М.: 1999. — 448 с.: ил. 6. Флеминг Б. Моделирование растений и насекомых. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 320 с.: ил. 7. Флеминг Б., Доббс Д. Методы анимации лица. Мимика и артикуляция. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 336 с.: ил. 8. Флеминг Б. Текстурирование трёхмерных объектов. — М.: ДМК Пресс, 2004. — 240 с.: ил. 9. Мэрдок К. 3ds max 8. Библия пользователя. — М.: Вильямс, Диалектика, 2006. — 1312 с.: ил. 10. Мортье Ш. 3ds max 8 для чайников. — М.: Диалектика, 2006. — 363 с.: ил. 11. Бондаренко С., Бондаренко М. 3ds max 8. Библиотека пользователя. — СПб.: Питер, 2006. — 608 с.: ил. 12. Верстак В., Бондаренко С., Бондаренко М. 3ds max 8 на 100%. — СПб.: Питер, 2006. — 416 с.: ил. 13. Тозик В.Т., Меженин А.В. 3ds max 8: Трёхмерное моделирование и анимация. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 1008 с.: ил. 14. 3ds max 8: Новые возможности. Фирменное руководство от Autodesk. — М.: Триумф, 2006. — 240 с.: ил. Пакет методических материалов к образовательной программе «Трехмерный дизайн и анимация».
Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.
Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед учеником возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути. Определение профессии становится психологическим центром развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами.
Программа актуальна, т.к. изучая способы преображения форм, учащиеся приобретают опыт выражения творческой мысли. Программа позволяет сформировать эстетическую культуру школьника – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества. Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.
Методические рекомендации по реализации программы первого года обучения. Методические рекомендации по каждому году обучения имеют свои особенности. Так, на первом году обучения формируются в основном базовые знания, умения и навыки обучающихся. Одна из главных задач состоит в том, чтобы с первого занятия заинтересовать каждого ребёнка, пробудить желание полностью завершить весь цикл обучения и в дальнейшем совершенствовать своё мастерство. Поэтому в программе первого года обучения используется гораздо больше, чем на втором году обучения, наглядных форм подачи нового материала. Темы для занятий и используемые материалы подобраны таким образом, чтобы учащиеся имели возможность, обладая даже ограниченным набором сформированных умений и навыков, самостоятельно смоделировать объект по темам программы. Тема: «Вводное занятие» Занятие носит обзорный характер. Обучающиеся знакомятся с основными правилами и требованиями, необходимыми для работы в рамках программы дополнительного образования детей «Трёхмерный дизайн и анимация». Педагог рассказывает о возможностях программы 3ds max — обзорно, не вдаваясь в детали и подробности. Педагог рассказывает о проекте «Инопланетянин» — показывает конечный результат (картинку), кратко описывает приёмы создания и рендеринга сцены. Педагог создаёт проект с «нуля», на своём компьютере, который соединён с проектором, чтобы обучающиеся могли следить за действиями педагога на большом экране. Обучающиеся создают проект, каждый за своим компьютером, повторяя действия педагога. На этом занятии главное — познакомить ребят с основной терминологией, показать приёмы работы с программой, но в то же время дать возможность обучающимся увидеть весь процесс создания сцены — от идеи до финального рендеринга и получить вполне осязаемый результат — картинку. Тема: «Введение в трёхмерную графику» Педагог рассказывает, в чём заключается предмет компьютерного дизайна и анимации, его возникновение, применение, на примере фильмов и компьютерных игр. Делает краткий обзор существующих программных пакетов для создания трёхмерной графики и анимации. Описывает основные шаги при создании трёхмерных изображений — идея — эскиз на бумаге — моделирование сцены — создание и наложение текстур моделей — создание освещения сцены — создание и настройка камеры — финальный рендеринг. Тема: «Интерфейс 3ds max» Педагог показывает основные элементы интерфейса программы, приёмы работы с ними, даёт список основных «горячих» клавиш для запоминания. При изучении элементов интерфейса обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Работа с окнами проекций» Педагог показывает основные приёмы работы с окнами проекций, рассказывает, как можно их настроить оптимальным образом. При изучении приёмов работы с окнами проекций обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Создание и выделение объектов» Педагог рассказывает о том, что такое объекты, какие виды объектов бывают, показывает, как выделяются объекты, как изменяются координаты объектов. Педагог даёт описание сцены «Лыжник», показывает обучающимся конечный результат, разбирает с ними последовательность действий при создании сцены. Обучающиеся создают сцену «Лыжник» под руководством педагога, который показывает основные моменты работы на своём компьютере. Тема: «Трансформации» Педагог рассказывает о трансформациях объектов, при этом обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Модификаторы» Педагог рассказывает, что такое модификаторы и для чего они используются, делает обзор основных групп модификаторов. Обучающиеся изучают работу основных модификаторов с помощью сцен, заранее подготовленных педагогом. Тема: «Работа со сплайнами» Педагог рассказывает, что такое сплайны, в каких случаях они применяются. Показывает приёмы использования сплайнов при создании и редактировании моделей. Педагог показывает на своём компьютере этапы создания модели «Гриб», обучающиеся создают эту сцену самостоятельно. Тема: «Составные объекты» Педагог рассказывает о принципах создания булевых и лофтинговых объектов. Обучающиеся изучают принципы работы с булевыми объектами с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Обучающиеся создают модель «Банан» под руководством педагога. Тема: «Редактирование сеток объектов» Педагог рассказывает о работе с сеточными объектами. Обучающиеся изучают принципы работы с сеточными объектами и объектами типа Editable Poly с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Тема: «Анимация: основные принципы» Педагог объясняет основные принципы создания анимации в программе 3ds max. Обучающиеся создают анимационный ролик «Метеорит» под руководством педагога, используя при этом файл сцены, заранее подготовленный педагогом. Тема: «Освещение: базовые методы» Педагог рассказывает о типах источников света, объясняет принципы настройки освещения и создания теней. Обучающиеся работают с источниками света с помощью файлов сцен, заранее подготовленных педагогом. Тема: «Непрямое и фотометрическое освещение» Педагог объясняет принципы имитации внешнего (солнечного) освещения и непрямого (отражённого) освещения. Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Материалы» Педагог рассказывает об использовании и создании материалов. Рассматриваются: «Редактор материалов», библиотеки материалов. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Текстурные карты» Педагог рассказывает о способах имитации текстуры поверхности с помощью текстурных карт. Обучающиеся работают с библиотеками материалов и файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Визуализация» Педагог рассказывает о камерах и основных приёмах работы с ними. Объясняет принципы настройки и выполнения визуализации с помощью штатных средств 3ds max и внешних модулей (mental ray и др.). Обучающиеся работают с файлами сцен, заранее подготовленными педагогом. Тема: «Моделирование сцен живой и неживой природы» Педагог объясняет принципы создания природных объектов. Обучающиеся создают сцену «Пейзаж» под руководством педагога. Тема: «Моделирование техники» Педагог объясняет принципы моделирования технических объектов. Обучающиеся создают модели «Самолёт» и «Автомобиль» под руководством педагога. Тема: «Моделирование фигуры человека» Педагог объясняет принципы моделирования фигуры человека. Обучающиеся создают модель «Человек» под руководством педагога. Тема: «Анимация с помощью инверсной кинематики» Педагог объясняет принципы создания и использования инверсной кинематики. Обучающиеся создают анимационный ролик «Походка человека» под руководством педагога. Тема: «Анимация мимики и речи человека» Педагог объясняет принципы анимации мимики и речи человека. Обучающиеся создают анимационный ролик «Улыбающийся человек» под руководством педагога. Тема: «Моделирование интерьеров и архитектурных сооружений» Педагог объясняет основные принципы моделирования интерьеров и архитектурных сооружений. Обучающиеся создают сцены «Загородный дом» и «Интерьер загородного дома» под руководством педагога. Тема: «Визуальные спецэффекты» Педагог рассказывает о видах спецэффектов, использовании их в кинематографе и принципах их создания. Обучающиеся создают анимационный ролик «Взрыв» под руководством педагога. Тема: «Работа над конкурсным проектом» Обучающиеся выбирают тему индивидуального конкурсного проекта и работают над ним под руководством педагога. Методические рекомендации по реализации программы второго этапа обучения. На 2 году обучения больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся, поэтому используется больше иллюстративного материала (инструкционных карт, фотоматериалов, наглядных пособий). Методические приемы предусматривают формирование умения ориентироваться в задании на воспроизведение образца или творческое воображение, формирование умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществление контроля на разных этапах выполнения творческих работ. Важная роль отведена самостоятельной работе, пространственного воображения, глазомера.
Тема: «Введение» Занятие носит обзорный характер. Обучающие знакомятся с областями применения трехмерного компьютерного моделирования и, в частности, дизайна интерьера, как художественного проектирования эстетического облика среды. Проводится вводный инструктаж по технике безопасности. Тема: « Основы дизайна. Принципы композиции» Педагог рассказывает о законах композиции применительно к дизайну. Понятия контраст, единство стиля, нюанс, ритм, пропорции, симметрия-асимметрия объясняются с использованием иллюстративного материала. Выполняются упражнения на создание эскизов композиций с применением полученных знаний. Тема: «Основы дизайна. Правила композиции» Объясняются основные практические правила построения композиций. При помощи простейших геометрических форм собираются наглядные макеты с применением зонирования пространства и показом расстановки акцентов. Педагог показывает дизайн-проекты профессиональных дизайнеров. Создание эскизов интерьеров жилых помещений на заданную тему (детской комнаты, обеденной зоны, зоны отдыха, ванной комнаты) сопровождается коллективным обсуждением работ. Тема: «Цвет в дизайне» Педагог рассказывает о физической природе цвета, особенностях цветовосприятия человека, его воздействии на человека, о приемах цветотерапии и важности правильного применения цвета в создании различных интерьеров. Рассказ сопровождается демонстрацией наглядных примеров. Рассказ о символике цвета сопровождается демонстрацией изображений произведений живописи известных художников разных эпох.Понятия «основные и дополнительные цвета, цветовые сочетания, оттенки» объясняются при помощи наглядного пособия «Цветовая звезда И. Иттена». Практические упражнения по созданию контрастных, монохромных, полихромных цветовых сочетаний выполняются при помощи красок, пастели и набора цветной бумаги разных цветов и оттенков. Тема: «История стилей» Педагог рассказывает о понятии стиля и основных стилях, используемых в дизайне интерьеров: классике, минимализме, стилях хай-тек, модерн, поп-арт, об исторических стилях и стилизации. Рассказ сопровождается показом наглядного иллюстративного материала. Тема: «Создание архитектурных объектов» Педагог рассказывает об архитектурных понятиях, стилях и видах архитектурных объектов. Демонстрирует способы моделирования архитектурных объектов с использованием эскизов и чертежей. Практические занятия по моделированию загородного дома (нескольких уровней сложности), малых архитектурных форм (скамейка, колодец, беседка, забор) проводятся с использованием сделанных эскизов. Тема: «Создание предметов интерьера» Педагог рассказывает о стилевых особенностях мебели. Демонстрирует моделирование различных предметов мебели и сборку сцены интерьеров жилых помещений, загородного дома, офиса. Обучающиеся создают сцены под руководством педагога. Общие требования к проведению практических занятий: 6. Соблюдение норм техники безопасности. 7. Использование иллюстративного материала и наглядных пособий. 8. Использование дидактического принципа «от простого к сложному». 9. Использование принципа цикличности в подборе тем программы для закрепления навыков. 10. Создание эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка на занятиях.
Дидактические материалы. При реализации программы используются: Аналоговый материал • электронные варианты тематических подборок литературы и фотоматериалов Инструкционные карты: • Порядок работы порядок 3ds max • Главная панель инструментов • Панель управления окнами проекций Наглядные пособия: • Полигональный объект • Трехмерная модель Пример инструкционных карт Интерфейс программы 3ds Max Главная панель инструментов Undo – отмена действий Redo – повтор действий Link – связывание объектов в иерархические цепочки Select – выделение объектов Move – манипуляторы движения объектов Rotate – вращение Scale – масштабирование Snap - активация и настройка привязки Curve Editor – редактирование кривых анимации Material Editor – редактирование текстур Render Scene Dialog – визуализация Окна проекций Front – вид спереди Left – вид слева Perspective – перспектива Панель управления окнами проекций Копирование объектов 1. Создайте объект. 2. Выберите манипулятор движения 3.Нажмите клавишу shift и, не отпуская ее, передвиньте объект. 4.Щелкните по кнопке ОК в появившемся окне и только после этого отпустите клавишу shift. 4. Появление окна Options (Опции копирования) • Copi (Копия) • Instanse (Образец) • Referense (Ссылка) Порядок работы в программе 3ds max. • Моделирование – создание объектов • Текстурирование – накладывание текстур («раскрашивание» объектов) • Анимация – изменение параметров объектов во времени • Визуализация (рендеринг) – создание готового изображения на основе моделей